ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Священники стихи писали

Елена ГРОМОВА

В канун Рождества сотруднику Государственного архива Ставропольского края Елене Громовой довелось изучать весьма любопытные документы по истории Ставропольской епархии Русской православной церкви. Ее, конечно, заинтересовали многие материалы фондов, отражающие деятельность этого духовного ведомства в разные периоды. Но совершенно особую часть этих материалов составляют те, что рассказывают об активном литературном творчестве священнослужителей. Этим поэтическим строчкам более ста лет, но в них по-прежнему живы впечатления и переживания столь, согласитесь, необычных поэтов.

Hазумеется, первым литературным жанром, осваиваемым служителями церкви, были так называемые катехизические поучения, проповеди, с которыми батюшки несли слово духовное своей пастве. Катехизис (от греческого katechesis – наставление, беседа) представляет собой книгу, содержащую изложение основ вероучения в общедоступной форме. Составляется, как правило, в форме вопросов и ответов. Классическим образцом катехизиса специалисты считают беседы философа Сократа со своими учениками. В Русской православной церкви пользовался популярностью «Пространный катехизис православной веры», служивший учебником на уроках Закона Божьего.

Священникам, получившим образование в духовных семинариях, вменялось в обязанность регулярно произносить проповеди собственного сочинения. Надо заметить, что в составлении таких поучений весьма наглядно отражался образовательный уровень их авторов. Впрочем, тексты предварительно проходили цензуру. В Ставрополе эту работу осуществлял особый комитет, состоявший из лиц с высшим духовным образованием. Разумеется, к содержанию предъявлялись достаточно строгие требования, особенно в отношении соответствия канонам веры.

Поразительно то, что несмотря на выверенную строгость догматов религии, каждая проповедь несет отпечаток творчества, оригинальности мышления и личности автора. Посмотрите, как нетрадиционно, нетривиально начинает свое поучение, посвященное приближению нового – 1886 – года, священник села Новокубанского Павел Грищенко: «Жить – мучиться, а умирать не хочется! Ибо смерть грешника люта. Каждый поэтому радуется Новому году, и нельза не радоваться нам и не приветствовать взаимно друг друга с Новым годом, с новым счастьем!..» Согласитесь, писал человек искренний, думающий, явно наделенный даром слова. Примечательно, что на полях имеется мнение представителя комитета: «С пословицы начинать поучение непозволительно». Вот так. Нельзя, и все. А жаль, жаль убирать кусочки истинной поэзии из талантливого текста…

В дореволюционные годы на Ставрополье было широко известно имя миссионера протоиерея Симеона Яковлевича Никольского, которого архивный документ представляет как «пожизненного члена общества восстановления христианства на Кавказе». В краевом архиве сохранились тексты проповедей отца Симеона. Возможно, они еще заинтересуют современных наших богословов и станут предметом внимательного изучения.

А вот еще интересный документ: рукописный сборник (датирован 1877 годом) из 34 стихотворений брата о. Симеона – Дмитрия Яковлевича Никольского, тоже служившего священником. Часть стихов связана с конкретными историческими событиями и датами. Что легко угадывается в названии стихотворения «На взятие славным русским генералом Радецким 28 декабря 1877 г. на Шипке – в Балканских горах всей турецкой армии». Длинновато, зато здорово сказано. А далее читаем:

Победой покрывайся вновь,
оружье наше!
Колосс военной славы
вновь воздвигнем мы
Себе самим великолепнее
и краше –
Племен народных многих
на лице земли!
И, наш орел двуглавый,
славься сам – равно
Как римские орлы
прославились давно…

В сборнике есть стихи, посвященные христианским праздникам, стихи философского и лирического содержания: «Святая неделя Пасхи», «Утренняя заря и восход солнца», «Божественная любовь к миру», «Цветок на гробе друга», «Поздравление новобрачным – по совершении над ними таинства брака в святом Божьем храме» и другие. Нашлось среди них и стихотворение, прямо относящееся к сегодняшнему дню, - «На праздник в честь Рождества Христова», где есть такие строки:

В сей день с Небес
сошел Спаситель –
Единородный Божий Сын!
Мне Небе светлую
обитель
Отверзнет Он.
Мне первый чин
Он возвратит. Увы, в Эдеме
От запрещенного плода
Вкусив, я умер.
В Вифлееме
Господь, да славлю
я всегда
Его, от Девы чистой ныне
Родившись, плотию
сам стал, -
И к заключенной мне
святыне
Всех благ небесных
доступ дал.

Возможно, пристрастные знатоки найдут в этих строчках какие-то «технические» изъяны, будут недовольны простотой рифм… Для нас это сегодня не главное. Куда важнее то, что эти документы (а это не просто стихи, но – документы своей эпохи!) позволяют не согласиться с теми, кто нередко огульно обвинял духовенство в ограниченности, невежестве, замкнутости в своей узкой среде. Нет, мы видим, что были среди священнослужителей люди высокоодаренные, яркие, наделенные способностью мыслить, чувствовать, творить. Кстати, есть такие служители церкви и в наши дни.

Источник: "Ставропольская правда", 9 января 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх