ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Офицерские университеты

Виктор КРАВЧЕНКО

В Москве издана книга в честь 60-летия образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, она так и называется «Суворовские, нахимовские...»

Первые девять СВУ были созданы в 1943 году (постановление Совета Народных Комиссаров от 21 августа): Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Орловское, Ставропольское, Калининское для устройства, воспитания и обучения детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов.

Училища создавались по образцу кадетских корпусов (за-крытые подготовительные школы для военных училищ), имели целью «подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».

По возможности их открывали в городах, где в свое время дислоцировались кадетские корпуса.

21 января 1943 года Ставрополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, а уже в сентябре началось формирование училища. Еще дымились развалины, не хватало электроэнергии, воды, туго было с продовольствием. Однако училищу выделили лучшее уцелевшее после боев здание (ныне двухэтажный корпус филиала Ростовского института ракетных войск на ул. Морозова). Со всех городов Северного Кавказа сюда поступали учебная литература, спортинвентарь, музыкальные инструменты, посуда, мебель, ковры, книги для библиотеки и другое имущество.

Первым начальником училища был назначен полковник (позднее генерал-майор) Г. Зуев. Огромная тяжесть легла на плечи тех, кто стоял у истоков: командиров рот, офицеров- воспитателей, старшин и помкомвзводов, офицеров учебного отдела, преподавателей. Если командирам взводов и рот, в основной массе направленным с фронтов Великой Отечественной войны, еще предстояло стать профессиональными воспитателями, то преподавательский состав с самого начала отличался глубокими знаниями и большим опытом, пробуждал у суворовцев жажду знаний.

Крайне необычным подобрался первый контингент - 500 мальчишек, прошедших армию, переживших оккупацию и блокаду, потерявших родителей. Десятки из них успели принять участие в боевых действиях на фронте: сыновья полков, партизанские связные и разведчики, на груди которых сверкали боевые правительственные награды. В декабре 1943 года они надели суворовскую форму: темные суконные брюки навыпуск с лампасами, гимнастерки с алыми погонами и латунными пуговицами, каракулевые шапки-ушанки.

Главное внимание уделялось учебе, строевой и физической подготовке, воинскому воспитанию и всестороннему развитию мальчишек. Суворовцы изучали те же общеобразовательные предметы, что и в школе, но значительно было расширено преподавание русского и иностранного языков, математики, физики. В программу обучения входили музыка, танцы, пение, верховая езда, впоследствии - вождение автомобиля. Несмотря на строгость и царивший в училище воинский порядок, отношение преподавателей и офицеров-воспитателей было отеческим. Книга пронизана огромной любовью и признательностью к тем, кто окружил детей заботой и добротой, а училище сделал родным домом. Все они следили за тем, чтобы суворовцы как можно больше тренировали свои навыки, а они были разные: кто-то в свободное время после уроков спешил в спортзал или на стадион, кто-то в библиотеку или в тир, иные налегали на ино-странный язык.

В начале 60-х годов в училище раз в неделю проводились языковые дни. Все команды подавались по-английски. Суворовцам, дежурным по классам, рапорт всем преподавателям и обращения к офицерам - воспитателям - только на английском. Даже старшины - сверхсрочники заучивали несколько фраз, чтобы не смазывать общую картину. Утро начиналось с подъема. Старшина давал команду: «Соmраnу, get up...». Ему, бывшему фронтовику, так трудно запоминались эти слова. Для сверхсрочников английский язык - настоящая пытка, но делать нечего. Приказ есть приказ.

В десятом классе ввели курс военного перевода. Каждую неделю - шесть уроков английского и два урока военного перевода. Выдали учебник для военного института иностранных языков, такой был уровень. Делом кадетской чести стало без ошибок провести допрос пленного, конечно, солдата армии США. Интерес к языку подогревался обещанием выдачи диплома военного переводчика. Многие суворовцы сдали специальный экзамен и по окончании училища получили красную книжицу- удостоверение.

Таким образом, выпускники выходили из училища разносторонне развитыми и подготовленными к жизни. Далекие годы детства и юности оставили неизгладимый след в жизни каждого воспитанника, наложили отпечаток на всю последующую жизнь. В Подольском архиве Министерства обороны Российской Федерации хранятся 50 объемных томов документов Ставропольского СВУ за период с ноября 1943 по июль 1962 года (года расформирования училища). В этих томах собраны самые разнообразные документы от отчетов по финансово-хозяйственной деятельности до приказов по училищу и исторических формуляров.

Подавляющее большинство выпускников готовилось стать офицерами. Тридцать военных училищ разных родов войск и три академии приняли в свои стены суворовцев-ставропольцев. Сегодня они имеют высокие звания и ученые степени, награждены за выдающиеся заслуги перед страной и народом. Есть среди них генералы, летчики-испытатели и даже космонавт. Часть выпускников нашли себя на гражданском поприще - стали учеными, руководителями производства, писателями, врачами, педагогами... Многие выполняли интернациональный долг, принимали участие в боевых действиях в «горячих точках».

Разбросанные судьбой по разным городам, а теперь и по разным государствам, суворовцы между тем не теряют связи, по-прежнему дружны, и эта дружба - огромная ценность. Книга помогает лучше осмыслить и оценить пережитое, вспомнить друзей и товарищей, помянуть уже ушедших из жизни. Она наверняка будет интересна и поучительна для наших детей и внуков, сегодняшних суворовцев и кадетов, которые на примере старших смогут почерпнуть силы в преодолении трудностей современной жизни.

В заключение надо сказать, что главу о Ставропольском СВУ написал Олег Зинченко, генерал-лейтенант в отставке, выпускник 1953 года, ныне проживающий в Москве.

Автор - выпускник 1963 года Кавказского Краснознаменного Орджоникидзевского суворовского училища. Фото из фондов Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве.

Источник: "Ставропольская правда", 6 декабря 2003 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх