ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

И утихают раздоры, и водворяется мир

Иеромонах Андрей (Мороз)

В середине прошлого века - 140 лет назад - на Кавказе было организовано Общество восстановления православного христианства. Идея его создания принадлежит двум ярчайшим личностям отечественной истории - кавказскому наместнику князю Александру Ивановичу Барятинскому и Высокопреосвященнейшему Исидору (Никольскому), митрополиту Карталинскому и Кахетинскому, экзарху Грузии.

Они наметили план открытия миссионерско-просветительского общества. Так, князь Барятинский в докладной записке Кавказскому Комитету в Петербурге писал: "Создать Общество восстановления православного христианства на Кавказе есть долг православного государства. Дело идет о вопросах, к которым Россия не может оставаться равнодушной, - о религиозном просвещении ее меньших братьев, ежедневно отрываемых мусульманской пропагандой от лона Святой Церкви Христовой, - о величии России, которая должна разрушить на Кавказе препятствие, противопоставленное ей воплощением мусульманской ненависти в мюридизме. Союз частных лиц должен способствовать в этом деле, чтобы поддержать и распространить христианство между кавказскими племенами. Православная вера составляет главную народную силу России и в свою очередь составляет божественное орудие для торжества православия. Нужно, чтобы каждый русский, ревнующий о деле распространения православной веры во славу отечества, мог принести ему свою лепту. Нам нужно общее усилие: чего не сделает один русский, то сделает вся Россия".

Общество было открыто 15 (2-го по ст.ст.) июня 1860 года после утверждения устава императором Александром II уже при другом экзархе Грузии архиепископе Евсевии (Ильинском). Вскоре - 22 июня 1860 года - в Тифлисе прошло первое заседание Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе.

Согласно уставу, Общество ставило перед собой прежде всего религиозно-просветительские цели: перевод и издание богослужебных и религиозно-нравственных книг на местные наречия, образование горцев, устройство школ в аулах, содержание стипендий для горцев и т.п.

Другое направление деятельности Общества выражалось в строительстве церквей в горах, улучшении быта местного духовенства и многом другом.

С первых дней существования Общества его попечительницей стала императрица Мария Александровна, которая сделала богатый вклад - свыше 120 тысяч рублей. Государственное казначейство отвело для нужд Общества 24 тысячи десятин земли и отпустило 200 тысяч рублей. Кроме того, Общество обеспечено было разными выдачами и сборами, ежегодно в размере более 135 тысяч рублей. Государственные чиновники не могли не понимать важности утверждения православия на Кавказе, ведь там, где проповедуется православие, утихают раздоры и водворяется мир.

Среди самых крупных программ Общества на Северном Кавказе необходимо отметить содержание Александровской миссионерской Духовной семинарии и 50 осетинских церковноприходских школ. Александровская семинария, по сути, была первенцем просвещения среди кавказских гор. В числе ее воспитанников не только священно- и церковнослужители, но и прекрасные педагоги, литераторы, врачи, инженеры.

На средства Общества также осуществлен ряд изданий богослужебной и религиозно-нравственной литературы на осетинском языке.

Уже за первые 15 лет своего существования Общество восстановления православного христианства на Кавказе на все свои программы израсходовало более 3,5 миллиона рублей. За этой большой цифрой стоял труд многих учителей, переводчиков, книгоиздателей, священнослужителей, самоотверженно осуществлявших свой духовный подвиг среди горных круч. Православный народ с пониманием относился к благородному делу проповеди христианства среди братьев и сестер, еще не слышавших о Господе Иисусе Христе, ведь собирали, как говорится, "с миру по нитке".

Значение деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе поистине неоценимо. И хотя в переломные 20-е годы ХХ века Общество, естественно, прекратило свою деятельность в условиях воинствующего атеизма, опыт его и ныне может пригодиться на современном этапе духовного возрождения России.

Источник: "Ставропольская правда", 15 июня 2000 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх