ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Позовет «метелица» в пляс

Галина ГОНЧАРОВА

Издавна и повсеместно накануне Рождества люди начинали славить коляду. Значение слова «коляда» у разных народов различно. У чехов, болгар, сербов оно означало святочную песню, у словаков – благословение домов, у римлян – ублажение Бога песнопением. На Руси коляда – праздник пиршества и мира.

Так выглядели ставропольские колядовщики в конце ХIХ - начале ХХ веков.Праздник Рождества Христова (7 января) берет свое начало в религии древних народов и приурочен к великому празднику солнцеворота. Тут гармонично сочетаются религиозная и народная обрядность. Верующие христиане, готовясь к празднику Рождества Спасителя, испытывают себя в служении Богу. На Ставрополье в постные дни варили кулагу из ржаной муки и к ней добавляли сушеные груши, терн и калину; пекли толстые пышки-пампушки и ели их, поливая медом с толченым смаком. Хозяйки наводили порядок в домах: смазывали глиной полы, подбеливали стены, обновляли яркими рушниками божницы.

Вечер шестого января, канун великого и долгожданного праздника, называется сочельником. Этот святой вечер повсеместно проводился в самом строгом посте. Ели только после появления первой звезды, причем сама еда обставлялась особыми символическими образами, к которым приготовлялись загодя. Обыкновенно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становились на молитву, потом зажигали свечу и крепили ее к булке хлеба, в переднем углу расстилали скатерть и туда, под образа, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью – вареную пшеницу с медом. Сноп и кутья составляли непременную принадлежность праздника, они знаменовали собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Трапеза в рождественский сочельник совершалась в благоговейной тишине, что, однако, не мешало тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лезть под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы куры хорошо водились.

По окончании вечера часть оставшейся кутьи дети разносили по соседским домам – начинались колядки. В колядках участвовали молодые девушки и девочки, собравшись небольшими группами, они ходили по улице от одного дома к другому и пели под окнами своеобразные праздничные поздравления с пожеланиями здоровья и богатства. За эти песни колядовщики вознаграждались подарками, в основном угощениями.

Утром на Рождество эстафету колядовщицы передавали мальчикам, которые, обходя дома со звездой и вертепом, в песенной форме прославляли рождение Христа. Эти песни отличались религиозной тематикой:

Я маленький хлопчик,
Принес Богу снопчик,
Христа величаю,
А вас с праздником
поздравляю!

За христославие мальчикам, как и девочкам накануне, давали деньги и лакомства. С этого дня начинало разрастаться вширь веселое празднество – Святки.

В крестьянском быту Святки считались самым большим, шумным и веселым праздником, длившимся с Рождества до Крещения (19 января). Земледельцы, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, предавались отдыху. Часто к этому времени приурочивали свадьбы. Святки считались праздником молодежи, хотя и взрослое население не оставалось равнодушным. Игры, песни, сборища и гадания задавали тон общему веселью и скрашивали деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляли святки для девушек, в их однообразную трудовую жизнь врывалась целая волна новых впечатлений, и суровые будни сменялись привольем и целым рядом забав. На Святки самая строгая мать не заставляла дочку прясть и не держала ее дома за ручной работой.

Наиболее распространенной формой развлечения были посиделки, которые, помимо веселья, способствовали сближению парней и девушек, давали им возможность познакомиться. Посиделки устраивались таким образом: несколько девушек, предварительно сговорившись, собирались с вечера в доме какой-нибудь вдовы и здесь проводили всю ночь до утра. Немного позднее к ним присоединялись парни, и начинались игры, танцы, песни. Самыми популярными из игр, которые практиковались на Ставрополье, были «Монах» и «Кумовья», суть их сводилась к выбору парнем приглянувшейся ему девушки. Казаки – большие любители потанцевать и в танцах были неутомимы. Репертуар плясок невелик: «лезгинка», «круговая», «казачок», «метелица», причем от мужчины требовалось гораздо больше разных «па», чем от женщины. Движения девушки однообразно-плавные, а парня – порывистые и достаточно сложные. Шумные и веселые посиделки в период Святок своего рода бал-маскарад. Ряженье, особенно в первые дни Святок, было самое незамысловатое: девушки наряжались в чужие сарафаны и, чтобы не быть узнанными, закрывали лицо платком, а парни переодевались в женскую одежду. Зачастую среди молодежи разыгрывались «интриги», своеобразный обман, когда наиболее досужий парень, переодевшись девушкой, заигрывал с простоватым товарищем. Веселье ряженых не замыкалось в рамках посиделок, выливалось на улицы. Объектами розыгрыша становились и домовитые женатые пары, живущие по соседству.

Святочные дни включали в себя еще два знаменательных праздника: Бабий день и Новый год.

Бабий день отмечался восьмого января и посвящался роженицам данного года и повивальным бабкам. Другое название этого дня – праздник каш. По поверию, крупу и воду для каши надо было набрать обязательно в два часа ночи. Кроме каш, к праздничному столу готовились и другие угощения. Отмечался праздник исключительно женским застольем.

Вторая половина Святок, от кануна Нового года (Васильев вечер) до кануна Крещения, называлась в народе «страшной неделей». Существовало поверье, что в это время нечистая сила, побеждаемая воскресаемым солнцем, устраивает в последний раз свой «шабаш». Любое гадание, по народному представлению, невозможно без помощи ведьм, чертей, оборотней и прочих представителей нечистой силы. Святочные гадания были направлены на выяснение личной судьбы в будущем году. Считались вещими и задуманные сны, особенно если снились они при растущей луне. Весь период Святок служил предсказанием: если первый из этих дней будет ясным, солнечным, то ждет счастливый год; если на второй день ярко светит солнце – будет дороговизна; на пятый – урожай будет хорошим и т. д.

* * *

Но вот проходят Святки, а с ними и гулянья, и обряды. День к тому времени прибывает уже почти на час. Все чаще показывается солнце, и год берет свой разбег...

Источник: "Ставропольская правда", 28 декабря 2001 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх