ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

«Единая Россия» наезжала на красных дважды,
или Снаряд с «Дмитрия Донского»

Николай ГРИЩЕНКО

Многие страницы истории Гражданской войны на Юге России до сих пор остаются малоизученными. И если «красный» ее период достаточно известен, то информация о белом движении, на Ставрополье в том числе, крайне скудна. Эти пробелы попытались восполнить Алим Аджиев и Денис Морозов, которые исследовали некоторые этапы войны на железнодорожных магистралях края. И в первую очередь – на почти забытой «Ставрополь-Туапсинской» железной дороге.

На фото с www.tuapsinka.ajp.ru - бронепоезд 'Единая Россия'.- Эта дорога оказалась в центре событий тех лет, именно на ней происходили важнейшие и решающие схватки той войны. Многие населенные пункты, включая важные узловые станции Армавир и Ставрополь, несколько раз переходили из рук в руки, и бронепоезда зачастую оказывали решающее влияние на исход боев, - говорит Алим.

Боевые действия на «Туапсинке» начались 21 июля 1918 года, когда белые под командованием полковника Шкуро овладели Ставрополем. Уже 27 июля был сформирован «Легкий бронепоезд №2» (впоследствии он был переименован в честь генерала Корнилова). В начале августа при его участии белогвардейцы отразили контрнаступление красных на Ставрополь.

Следует отметить, что бронепоезда Добровольческой армии - «Дмитрий Донской», «Офицер», «Единая Россия» (который, кстати, дважды участвовал в штурме Ставрополя), «Генерал Алексеев», «Вперед, за Родину», «Гром Победы» и «Генерал Корнилов» - доминировали на «Туапсинке». У Таманской армии, воспетой Серафимовичем в романе «Железный поток», на этом направлении действовали всего два «сухопутных линкора». Да и те после отступления таманцев из Армавира ушли с этой железнодорожной магистрали. Таким образом, «Ставрополь-Туапсинская» железная дорога два года находилась под полным контролем Добровольческой армии, вплоть до отступления белых к Новороссийску.

К мирной жизни «Туапсинка» так и не смогла вернуться – настолько сильно оказалась разрушенной. А следы сражений продолжают проявляться и в нашем столетии.

Денис Морозов со своей находкой - тем самым снарядом.- В прошлом году мы обследовали разрушенный участок железной дороги в районе села Татарка, - рассказывает Денис Морозов. – Рельсы и шпалы, конечно, не сохранились, но еще просматривалась насыпь, которая огибала господствующую над местностью высоту. В ходе раскопок обнаружили оплывшие следы окопов, винтовочные и пулеметные гильзы, неразорвавшийся «стакан» от трехдюймового шрапнельного снаряда, массу свинцовых шариков - шрапнель. В стене заброшенного дома, который находился рядом с возвышенностью, нашли впечатанную в стену дистанционную трубку от шрапнельного снаряда. Несмотря на то, что прошло столько лет, она очень хорошо сохранилась: четко видны даже арифметические деления, двигается кольцо, которым выставлялось время взрыва.

Денис предполагает, что нашел остатки снарядов, выпущенных из пушки «Морского бронепоезда» («Дмитрий Донской») осенью 1918 года. В пользу данной версии свидетельствуют воспоминания юнкера А. Власова - участника обороны Ставрополя. В своих записках, опубликованных в 1969-1971 годах в журнале «Военная быль» в Париже, он написал:

«...Бронепоезд состоял в это время в распоряжении начальника 3-й дивизии генерала Дроздовского. «Резерв» бронепоезда, то есть вагоны, приспособленные для жилья, был оставлен на станции Ставрополь… С утра 13 октября «Морской бронепоезд» вышел на позицию, занятую частями 2-го Офицерского полка близ станции Татарка. День прошел спокойно, но к вечеру были получены сведения о глубоком обходе красными нашего левого фланга в направлении на Ставрополь. В восемь часов вечера «Морской бронепоезд» с разрешения генерала Дроздовского отправился для снабжения водой на станцию Ставрополь. Там он должен был ожидать боевого приказа. В случае же неполучения приказа, при отсутствии перемен в обстановке, бронепоезд должен был к рассвету вернуться на старую позицию у станции Татарка.

В 2 часа ночи на 14 октября «Морской бронепоезд», не получивший никаких новых приказаний, вышел из Ставрополя на позицию. По пути он несколько раз был обстрелян пулеметным огнем. Когда же бронепоезд дошел до позиции, то там наших войск не оказалось. Начался обстрел «Морского бронепоезда» из деревни Татарка. Бронепоезд стал медленно отходить. На рассвете были встречены посланные генералом Дроздовским три офицера и два солдата. Они передали, что обходящая колонна красных приближается к разъезду Базный. Генерал Дроздовский приказывает бронепоезду спешно вернуться в Ставрополь…».

Однако выполнить этот приказ не удалось. На разъезде Базном «Морской бронепоезд» попал в засаду, устроенную частями 1-го и 3-го полков Таманской армии. Красногвардейцы завалили шпалами участок пути, и в утреннем тумане бронепоезд напоролся на преграду. Контрольная платформа и передняя орудийная бронеплощадка сошли с рельсов. После короткого боя команда была вынуждена оставить «сухопутный линкор».

Пеший отход с боем, в котором погиб командир бронепоезда старший лейтенант Макаров, продолжался несколько часов. Затем таманцы прекратили преследование, опасаясь флангового огня 2-го офицерского полка. Из «42 чинов команды бронепоезда было убито 18 и ранено 5 человек». Уцелевшие, добравшись до Ставрополя, погрузились на «резерв» бронепоезда. Через несколько часов поезд, переполненный ранеными и беженцами, отправился на станцию Кавказскую. А 17 октября столица Ставропольской губернии была взята Красной армией.

Но боевой путь бронепоезда не закончился. Позже, когда дивизия Врангеля вновь заняла Ставрополь, на вокзале были обнаружены потерянные в октябрьском бою бронеплатформы и паровоз. В дальнейшем эта боевая единица под командованием полковника Маралина воевала на Черноземье и Украине, где и получили имя «Дмитрий Донской». В ноябре 1920 года бронепоезд снова достался красным. Это случилось во время эвакуации остатков Белой армии из Керчи. Дальнейшая судьба «крепости на колесах» неизвестна.

Использованы материалы сайта www.tuapsinka.ajp.ru

Источник: "Ставропольская правда", 4 июля 2003 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх