ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Реклама в Ставрополе XIX века

Рисунок на тротуаре - предшественник современного пиара

Наталья ШЕХОВЦОВА

Всем известно, что реклама - двигатель торговли. Сию мудрость, кроме нас, превосходно знали наши предки. Так, небольшой провинциальный город XIX века Ставрополь был настолько заполнен рекламой, что для местных купцов печатались даже специальные пособия и рекомендации о том, как и где лучше установить рекламу.

Образец рекламы XIX векаСначала было... объявление

Начиналось все с самых примитивных и простых объявлений. Их печатали в газетах, адресных книгах, календарях, путеводителях, торговых журналах и так далее. Со страниц "Ставропольского вестника" в 1906 году содержатель гостиницы М. Пахалов оповещал читателей о продаже в своем заведении натуральных кахетинских вин, икры зернистой, семги двинской, белорыбицы, расстегаев и пельменей по-сибирски. Владельцы пивоваренных заводов Василий Алафузов, Антон Груби, Эрнст Профет, К. Воланский доводили до сведения "господ потребителей и содержателей ресторанов и пивных лавок, что в воскресенье по случаю праздника развоза пива не будет". Модно-мануфактурные магазины Б. Кусикова, торгового дома "Братья Твеловы" призывали жителей одеваться, как требует современная мода, а Ставропольский коммерческий клуб предлагал желающим лицам взять в аренду буфет клуба.

Другим более сложным в исполнении и дорогостоящим видом рекламы была вывеска. Если взглянуть на сохранившиеся фотографии Ставрополя XIX столетия, то можно увидеть, что ими забиты фасады домов вдоль улиц города. Вывески служили своеобразными визитными карточками торговцев. Правила того времени диктовали условия, при которых можно было создать хорошую вывеску: удобное, бросающееся в глаза место, благотворно действующий на глаза шрифт без всяких украшений, большие читаемые буквы, избежание всякого излишнего "балласта", скромные, в умеренном количестве рисунки, согласованность красок и величины вывески с окружающей обстановкой.

Если вывески называли визитной карточкой купца, то рекламный плакат - его вояжером. Плакаты рассылались повсюду, как частным лицам, так и в торговые учреждения. В любом городе, деревне, станице Ставрополья не было ни одного магазина, ни одной лавки, где бы на стенах, на дверях, в окнах не были вывешены рекламные плакаты. Пособия по составлению этого вида рекламы не советовали слишком злоупотреблять женскими фигурами. В корне ошибочным признавалось предположение, будто женские фигуры и головки притягивающим образом действуют на мужчин. С одной стороны, это могло быть и правдой. Но зато, с другой стороны, бесспорной правдой было и то, что, рассматривая женскую фигурку со всеми ее прелестями, мужчина видел только эти прелести, совершенно не замечая самой рекламы и ее содержания.

Реклама на документах - самая распространенная

Из всех видов и форм рекламы на Ставрополье самой распространенной была реклама-корреспонденция, - то есть та, которая пользовалась для своего распространения деловыми письмами, счетами, накладными, открытками, прейскурантами и прочими коммерческими документами. Помещалась она как на лицевой стороне документа, так и на оборотной. Каждый купец, помня поговорку: "по платью встречают, по уму провожают", обращал внимание на фирму, то есть на печатный заголовок своих деловых писем. Правила требовали, чтобы фирма была отпечатана скромно, без лишних фраз. Однако ставропольские купцы имели обыкновение перечислять на своих бланках чуть ли не весь товар, который у них имелся в магазине или на складе. Например, так выглядела реклама-корреспонденция ставропольского предпринимателя Людвига Траубе на бланке счета от 1909 г. из его мебельно-музыкального магазина: "Магазин имеет обойно-драпировочную и столярную мастерскую, выбор венской, японской мягкой мебели, зеркал, мраморных умывальников, детских повозочек, всевозможных кроватей, матрацев, мебельных материй, бахромы. Обои, багеты, рамы и картины. Продажа роялей и пианино, фисгармоний, граммофонов, скрипок, гитар и прочих музыкальных инструментов. Принимается перевозка и упаковка мебели и музыкальных инструментов, а также ремонт разной мебели и перебивка мягкой". Траубе постарался ничего не пропустить, хотя пособия по составлению рекламы не советовали предпринимателям "делать из своего бланка каталога" и учили отмечать только главный предмет торговли и разрешали поместить небольшой рисунок.

Так как конкуренция была очень сильно развита и тогда, то торговцам приходилось выдумывать все новые и новые способы, чтобы заманить покупателя к себе в лавку. Выглядело это примерно так. По тротуару шел человек. Вдруг он останавливался, не говоря ни слова, и начинал рисовать что-то на камнях. Вокруг него собирался кружок любопытных: что же он там рисует? А человек продолжал выписывать название фирмы, названия товаров, продающихся в этой фирме, их цены, адрес и прочее. Толпа становилась все больше и начинала загораживать проход. Такое скопление народа привлекало находящегося поблизости блюстителя общественного порядка, но прежде чем он пробирался сквозь живую стену, "зачинщик беспорядка" - рекламный агент исчезал в толпе. Люди медленно расходились, посмеиваясь и обсуждая происшедшее. Однако цель фирмы была достигнута: о ней заговорили.

Уличная реклама наряду с другими видами рекламы требовала от купца большой фантазии, новизны. Реклама вообще имела успех лишь тогда, когда она была оригинальна, приковывала к себе внимание, поражала, представляла глазу что-то невиданное, незнакомое.

Источник: "Ставропольская правда", 27 апреля 2001 г.

По теме:
• Особенности рекламы в дореволюционной прессе Ставрополья

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх