ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

к 90-летию революции 1917 года

Отзвуки «Марсельезы»

Вениамин ГОСДАНКЕР
заслуженный работник культуры России

Из местных газет второй половины января 1917 года стало известно, что сейсмические станции в разных местах России, в том числе в Пятигорске и в Петропавловске - на - Камчатке, зафиксировали подземные толчки. Но куда более мощное землетрясение, только иного рода, потрясло Российскую империю. Февральская революция смела самодержавие - грандиозный перелом в нашей истории, запальчивый пересмотр всех основ мироздания... cолдатский митинг. Фото из фонда Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве

И если хроника событий семнадцатого года на Ставрополье достаточно полно представлена в краеведческой литературе, библиотечных каталогах, календарях знаменательных дат и на страницах газет, то, кажется, за бортом часто остаются живые искорки времени, если угодно, завораживающие символы той эпохи. Конечно же, это легендарная «Марсельеза» - гимн Великой французской революции. И все же могут сегодня спросить, а при чем здесь 1917 год на Ставрополье?

Теперь уже мало кто знает, что «Марсельеза» и знаменитая песня «Вы жертвою пали...» были, пожалуй, единственными и популярными мелодиями, которые по случаю митингов, торжественных церемоний исполнялись тогда в Ставрополе, Пятигорске и других местах расположения революционных гарнизонов.

Федор Федорович Медведев, бывший нарком земледелия Ставропольской губернии в 1918 году, человек основательный и в деталях былых событий весьма осведомленный, при жизни убеждал нас - музейщиков: «...А знаете, весь семнадцатый и даже восемнадцатый годы мы еще про «Интернационал» - будущий партийный гимн - ничего не знали... «Марсельеза» - да! Ноты и слова часто в газетах и листовках печатались. В Ставрополе тогда стояли три полка - 111-й, 112-й, 2-й карский пехотный... В Медвежьем (ныне Красногвардейское) - части 39-й дивизии. В каждом полку - духовой оркестр. Были митинги, горячо выступали ораторы, и обязательно - «Марсельеза».

Друг нашего музея, ессентучанин Алексей Петрович Макаров, георгиевский кавалер, врач 83-го Самурского полка, ушедшего из Ставрополя на германский фронт Первой мировой войны, бывало, в подробностях и образно рассказывал о выборных полковых комитетах, митингах, братаниях, речах, призывах (каких только не бывало), и обязательно перед солдатской массой - «Марсельеза» вперемешку с военными маршами и рвущими душу вальсами...

Впоследствии Алексей Петрович - партизанский доктор в Великой Отечественной, кандидат медицинских наук, заслуженный врач, оставил трогательные воспоминания, пронизанные деталями «окопной правды», бедами Первой мировой войны, но и светом доброго взгляда на людей: была ведь еще и прекрасная иллюзия сияющего царства свободы, перемен, надежд...

Чем больше обнажаются пласты истории, эти «белые пятна», тем больше убеждаешься, как же трудно отвыкать от ложного пафоса трафаретно-гладких кинокартин о семнадцатом годе, этих безукоризненно правильных конструкций былых толкователей истории и смехотворного по невежеству и конъюнктуре современного разоблачительного чтива.

Но как соединить романтику и пафос тех лет со всеми гримасами рухнувшего в одночасье трона?

Кому неизвестно, что новые вожди революции никакими декретами не могли остановить массовые разорения барских усадеб, церквей, библиотек, остановить грабежи, бесчеловечные расправы друг с другом. Как же зловеще соединились слова Робеспьера: «Щадить людей - вредить народу» с беспощадной нашей поговоркой: «Лес рубят - щепки летят!»

...Более двух веков назад, 22 июня 1792 года в Марселе, одном из самых надежных оплотов якобинцев, торжественно провожали 500 юношей-волонтеров, готовящихся выступить на помощь революционному Парижу. Марсельцы были охвачены огромным воодушевлением, раздавались патриотические речи, клятвы умереть за свободу...

И когда в якобинском клубе «Союз друзей Равенства и Конституции», где давали прощальный ужин в честь волонтеров, молодой врач Франсуа Мире запел звучным голосом «Военную песню Рейнской армии», написанную накануне еще неизвестным капитаном инженерных войск Руже де Лилем из Страсбурга, взрыв энтузиазма не имел предела.

После многодневного марша батальон марсельцев подошел к Сент-Антуанскому предместью Парижа. Звучали фанфары и дробь военного барабана: «К оружию, граждане! Маршируйте, маршируйте!» В колонне вместе с марсельцами шли встретившие их Марат и Дантон. 10 августа 1792 года, под звуки «Марсельезы» был взят королевский дворец Тюильри.

Песня Руже де Лиля, которую сравнивают с ураганом, - явление в истории необычайное. Ее пели герои революционных боев в июле 1830 и 1848 годов, она звучала на баррикадах Парижской коммуны.

В XIX веке, облетев Европу, она проникла в Россию. Впервые на французском языке ее пели на тайных вечерах декабристы. В 1875 году слова «Рабочей Марсельезы» «Отречемся от старого мира...» на известный уже мотив написал революционер-народник Петр Лавров, участник Парижской коммуны, друг знаменитого воспитанника Ставропольской гимназии Германа Лопатина.

В годы первой русской революции «Рабочая Марсельеза» звучала на Красной Пресне, гремела под сводами университетских аудиторий, на рабочих демонстрациях, под флагом восставшего броненосца «Потемкин»...

Лишь после Октябрьской революции и Гражданской войны «Марсельезу» у нас сменил знаменитый «Интернационал» Пьера Дегейтера и Эжена Потье.

Порядочно лет назад мне посчастливилось в составе ставропольской туристской группы побывать в Марселе и Ницце, на юге Франции.

Не скрою, Лазурный берег, жемчужины Французской Ривьеры, куда уж как впечатляют. Но мы стремились в Ниццу, на поклон к великому соотечественнику Александру Ивановичу Герцену. В числе больших и малых городов Франции, приветливых и равнодушных, Ницца иногда давала Герцену приют. То было трудное для него время - замолкал «Колокол». На старом кладбище среди пышных причудливых склепов и усыпальниц бронзовый памятник Герцену выделялся удивительной непохожестью, четко гармонируя лишь с голубым небом и яркой зеленью. Художественный образ мыслителя и борца взывает к жизни.

Здесь у последнего приюта Герцена особую символику обрели пророческие строки из «Колокола»:

«...Привета с родины далекой
Дождался  голос одинокий,
Теперь юней, сильнее он...
Звучит, раскачиваясь, звон.
И пусть гудеть не перестанет,
Пока, спугнув ночные сны, 
Из колыбельной тишины
Россия бодро не воспрянет
И крепко на ноги не встанет,
И не порывисто смела -
Начнет торжественно и стройно,
С сознаньем доблести 
спокойной,
Звонить во все колокола».

И вместе с ними слышались особенно проникновенно могучие аккорды «Марсельезы»...

Утром 28 октября 1918 года оккупированный белой армией Ставрополь проснулся от артиллерийской канонады, криков «Ура!» и мощных звуков оркестра, исполняющего «Марсельезу».

С боями к губернскому центру прорвались две колонны Таманской армии. Да, да - того самого легендарного «Железного потока» (воспетого Серафимовичем), двигающегося с боями от Кубани на соединение с XI Северо-Кавказской Красной армией...

Измученные долгими переходами, но одухотворенные, бойцы ворвались в город, ошеломив внезапностью противника, поразив изумленных жителей мужеством, стойкостью и торжествующей верой в правое дело трудового народа.

Одним из поразительно нравственных актов Таманской армии - разутой, раздетой, израненной и больной, наполовину лапотной, пестрой по составу - был приказ по Ставропольскому гарнизону (и мандат Ставропольскому музею), в котором указывается, что командование армии запрещает производить обыски в музее без специального разрешения военного коменданта и берет под охрану его ценности.

Спустя две недели под натиском вооруженных до зубов деникинцев таманцы вынуждены были оставить Ставрополь, снова и снова ввергаясь в пучину Гражданской войны. И сегодня ловишь себя на мысли, как неразрывны в истории страсти и символы, время и расстояние, давние и совсем недавние, какие искры высекали могучая «Марсельеза» и тревожный «Колокол».

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 23 марта 2007 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх