ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

К 100-летию подводного флота России

От «Дельфина» до «Акулы»

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ
Член Союза журналистов России.

19 марта 1906 года указом императора Николая Второго подводные лодки были выделены в отдельный класс кораблей – подводные силы Российского военного флота. К этому времени в России уже насчитывалось 10 субмарин. А самая первая боевая подводная лодка, получившая название «Дельфин», водоизмещением 113 тонн, была построена в 1904 году на Балтийском заводе. Одним из ее конструкторов и первым командиром был капитан первого ранга Михаил Беклемишев - «русский капитан Немо», как называли его современники. К началу первой мировой войны у нас уже было 15 подводных лодок, еще 18 субмарин строилось.

Невероятно, но факт: в начале минувшего века у подводного флота были, оказывается, ярые противники, в том числе и среди самых высоких морских авторитетов. Карикатуристы изображали «ныряющие лодки» с самоварными трубами на месте перископов. Примечательно и другое. Субмарины первого поколения носили совершенно безобидные – рыбьи! – названия: «Стерлядь», «Окунь», «Лосось», «Карась», «Карп», «Пескарь»…

В 20-е годы началось широкое освоение подлодок советским Военно-морским флотом. К началу Великой Отечественной войны у нас было свыше 200 субмарин, в том числе океанские, оснащенные артиллерийским и минным вооружением. В годы войны подводные лодки совершили более 1200 боевых походов, произвели около 700 торпедных атак, ими было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов противника.

Как тут не вспомнить, например, о подвиге моряков подлодки С-13! Ее экипаж под командованием Александра Маринеско отправил на дно треть всего утопленного нашими подводниками тоннажа немецких судов. Атакой века был назван ночной торпедный залп С-13, пустивший ко дну гигантский «Вильгельм Густлофф».

В пятидесятые годы одной из главных ударных сил ВМФ становятся атомные подводные лодки, вооруженные ракетами и самонаводящимися торпедами. Первой из них (произошло это в октябре 1957 года) была подлодка «Ленинский комсомол». Через пять лет, в 1962 году, автору этих строк исполнилось 20 лет, и я хорошо помню, сколько было и у меня, и моих сверстников гордости, когда пришло сообщение о том, что эта подлодка совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и там осуществила всплытие.

Еще одно событие того времени, о котором говорил весь мир: два советских атомохода совершили кругосветный переход под водой протяженностью около 25 тысяч миль. Подобных событий было немало.

А совсем недавно, готовя этот материал, я узнал о факте, который буквально потрясает. Оказывается, первый в истории российского флота океанский поход на субмарине был совершен еще в… дореволюционный период. Называлась она «Святой Георгий». Командовал ею выпускник Морского кадетского корпуса, 39-летний старший лейтенант Иван Ризнич (к слову сказать, внучатый племянник великого французского романиста О. Бальзака). Свой беспримерный четырехмесячный переход (июнь - сентябрь 1917 года) подлодка-«малютка» прибрежного действия, водоизмещением всего в 252 тонны, с экипажем в 16 человек, совершила из Италии, где была построена по заказу России, в Архангельск. Она прошла через два океана – Атлантический и Северный Ледовитый, в самый разгар мировой войны, через несколько зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений!..

В пятидесятые годы наш подводный флот был самым многочисленным в мире. Когда началось глобальное противостояние двух мировых держав, именно атомные подводные лодки составляли основные ударные силы по защите Отечества. Совсем не случайно к 300-летию российского флота многим бывшим подводникам были вручены медали «Ветерану «холодной войны». Среди награжденных - и ставрополец, капитан второго ранга в отставке Анатолий Иванович Бурмистров.

Увы, пресловутый лозунг «Догнать и перегнать!», видимо, и привел к тому, что мы вскоре стали первыми и по числу аварий и катастроф. Результатом массового внедрения не испытанной должным образом сложнейшей техники стали многочисленные аварии на АПЛ, в том числе и с человеческими жертвами.

Впрочем, и в последующие годы, с ростом атомных субмарин, ситуация не улучшилась. В 80-е годы были безвозвратно потеряны три АПЛ (К-429, К-219 и «Комсомолец»), произошел ряд тяжелых аварий.

Да, служба на подводном флоте всегда была сопряжена с риском. Потому-то профессия подводника и остается одной из самых опасных - даже сейчас, когда под водой ходят мощнейшие корабли, оснащенные самыми современными средствами акустики и навигации. Всё может случиться! Как случилось, например, 12 августа 2000 года с атомной подводной лодкой «Курск».

Сегодня моряки проходят службу на самых современных подлодках, в том числе на ракетных крейсерах стратегического назначения, таких, например, как «Акула», несущая 20 межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые способны поражать цели на расстоянии 9000 километров. «Акула» может находиться под водой не-ограниченное время. Эта подлодка, специально сконструированная для операций под арктическими льдами, способна взламывать своим корпусом многометровые толщи льдин.

Хотя подводный флот России переживает далеко не лучшие времена, он наращивает свои силы. Уместно будет вспомнить, что в его создании участвовало и наше сухопутное Ставрополье. Я имею в виду ряд промышленных предприятий краевого центра и прежде всего завод «Нептун», который занимался выпуском аппаратов и устройств для автоматического управления военными кораблями, в том числе и подводными лодками.

Многие жители края проходили и проходят службу на подводном флоте. У нас есть целые фамильные династии, наиболее известная - семья Бурмистровых. Ее глава, капитан первого ранга Иван Алексеевич Бурмистров был удостоен звания Героя Советского Союза - первым в ВМФ! Пошли по его стопам и сыновья. Старший, Анатолий, уйдя добровольцем во флот, служил в бригаде подводных лодок, которыми командовал отец. После окончания военно-морского училища значительный период его службы также был связан с подводным флотом. Младший сын, Владимир, тоже стал офицером-подводником. Служил вначале на Северном, а затем на Тихоокеанском флоте. В 1963 году он трагически погиб на подлодке С-61.

В краевом центре живут отец и сын Святцы. Алексей Андреевич, которому в 2004 году исполнилось 80 лет, плавал еще на дизельных субмаринах, а его сын Виктор, закончив Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, проходил службу уже на атомных подлодках, в том числе и на «Курске». Ко времени принятия «Курска» в состав Северного флота капитан второго ранга Виктор Святец стал командиром ПЛ К-432. Среди погибших офицеров-подводников «Курска» были его боевые товарищи…

Целые российские регионы поддерживают тесную связь с частями и отдельными кораблями. Наш край уже почти десять лет шефствует над 31-й краснознаменной дивизией подводных крейсеров Северного флота, оказывая морякам помощь. Их экипажи ежегодно пополняются лучшими из ставропольских ребят. Регулярными стали поездки представительных делегаций края во главе с губернатором на Северный флот, во время которых происходит знакомство с условиями службы и быта моряков-североморцев. А те в свою очередь не забывают приглашать своих шефов на торжественные и памятные мероприятия. Вот и на этот раз торжества в подшефных частях, посвященные 100-летию подводного флота, не обойдутся без участия ставропольцев.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 17 марта 2006 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх