ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...
К 160-летию ставропольского театра драмы

Сцена, опаленная войной

Елена ГРОМОВА, cотрудник Государственного архива Ставропольского края

Много славных страниц в истории Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Одна из них - годы, опаленные войной, дни эвакуации. Именно тогда в полной мере проявились все лучшие качества, заложенные в каждом члене коллектива: мужество, твердость характера, чувство товарищества, желание помочь Родине, поддержать в народе оптимизм, веру в неизбежную победу, так необходимые в те тяжелые времена. Ю.НИКОЛЬСКАЯ в ролм Бьянки в спектакле 'Отелло'. 1940г. Ставрополь

Май-июнь 1941 г. театр гастролировал на курортах Кавказских Минеральных Вод. Важным событием театральной жизни края тогда стала постановка пьесы Н. Погодина «Кремлевские куранты» о восстановлении народного хозяйства, об электрификации разрушенной Гражданской войной страны. В репертуаре предвоенного сезона были также спектакли «Анна Каренина» Л. Толстого, «Разбойники» Ф. Шиллера, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Нора» Г. Ибсена...

С первых дней войны артисты выступают в госпиталях, в воинских частях, стремясь горячим патриотическим словом, яркими образами поднять дух народа. Театр показывает пьесы, отображающие современные события: «Партизаны в степях Украины» и «Фронт» А. Корнейчука, «Крылатое племя» А. Первенцева, а также спектакли о замечательных русских полководцах «Фельдмаршал Кутузов» Вл. Соловьева и «Адмирал Нахимов» И. Луковского.

Еженедельно на сцене проходили «Наши пятницы» - злободневные концертные вечера, на которых демонстрировались в лицах «Геббельсовские утки» - стихи С. Маршака, знаменитая «Грабь-армия-фюрера» и другие острые скетчи и миниатюры, бичующие врагов.

Участники спектакля 'Последняя жертва' А. Островского, выехавшие на 1-й Прибалтийский фронт в августе-сентябре 1944 г. В конце июня 1942 г. после Кавказских Минеральных Вод театр заканчивал гастроли в г. Георгиевске и должен был возвращаться домой. Но радио сообщило: фашисты заняли Ростов и двигаются дальше на Кавказ. Понимая, что возвращаться в Ставрополь - это риск очутиться в оккупации, коллектив вызвал семьи и оставшихся в краевом центре актеров. Через три дня семьи прибыли в Георгиевск и сразу же на железнодорожном вокзале попали под бомбежку. Несколько человек были ранены, а талантливый режиссер М. Б. Матлина, ее муж художник А. В. Троицкий и их годовалая дочка погибли. Так начинались для Ставропольского крайдрамтеатра дни эвакуации, о которых рассказал в своих воспоминаниях «Вдалеке от дома» народный артист РСФСР М. Никольский (альманах «Ставрополье» № 4, 1970 г.).

Собрание коллектива выбрало «руководящую тройку», в которую вошли замдиректора К. Д. Залесский, главный режиссер Н. Ф. Лукин и председатель месткома М. М. Никольский. С трудом раздобыв подводу, куда сложили вещи и посадили тяжелораненых, в ночь на пятое августа двинулись на г. Моздок. Туда уже переехал крайком партии.

Почти в каждом селе и станице актеры старались давать концерты, за что получали питание и ночлег. Поскольку ни декораций, ни костюмов не было, ведущий называл зрителям место действия и представлял актеров, указывая, кто кого играет. Немцы изображались стандартным, но доходчивым способом: углем рисовались усики, на лоб спускалась челка «а-ля Гитлер», к пиджаку пришивались бумажные погоны - и «фашист» готов.

Сцена из 2-го акта спектакля 'Горе от ума' А.Грибоедова. В роли Чацкого М.НИКОЛЬСКИЙ. 1945 г. Ставрополь. Добравшись до Моздока, представители труппы в гостинице «Бристоль», где обосновался крайком партии, встретились с первым секретарем М. Сусловым. Михаил Андреевич посоветовал двигаться в сторону Баку, выдал письмо с просьбой оказать коллективу театра всяческое содействие и помог получить эвакуационные деньги.

В Бакинском комитете по делам искусств труппу ждало направление в далекий городок Минусинск Красноярского края. Погрузившись на палубу танкера, отправились по Каспию в Красноводск, а оттуда по железной дороге, через Ташкент и Семипалатинск, до Абакана. Затем попутными машинами, с переправой через Енисей и Протоку во второй половине сентября 1942 г. в составе 52 человек добрались наконец до места назначения.

«Нас приняли очень радушно, - пишет М. Никольский, - но... с некоторым недоумением: ждали артистов краевого театра, а перед глазами предстала толпа грязных, оборванных людей, с жадностью набросившихся на рисовую кашу с повидлом - угощение, приготовленное минусинцами к нашему приезду».

В первые дни пребывания коллектива театра в г. Минусинске местные власти выделили для него немного денег, помогли разместить людей, выдали продовольственные карточки, прикрепили к столовой. С помощью Комитета по делам искусств СССР, который в то время находился в г. Томске, удалось получить одежду, костюмы, материалы для декораций.

Весь город с нетерпением ждал открытия театра, поэтому билеты были проданы за много дней вперед. Открывать решили постановкой пьесы «Собака садовника» Лопе де Вега. Спектакль прошел с успехом. И все последующие постановки обеспечивались ежедневными сверханшлагами. Ставилась классика, но больше - пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и других авторов, отражающие боевые подвиги нашей славной армии. Кроме того, готовились специальные концертные «понедельники», средства от которых шли в фонд обороны страны. Для этого пришлось отказаться от выходных.

Помимо доходов от концертов, много денег было собрано от лотерей. Разыгрывались почтовые открытки, конверты и всякая мелочь. Собранные средства перечислили на строительство танковой колонны «Красноярский рабочий», эскадрильи «Советский артист», семьям фронтовиков. За сбор средств в фонд обороны коллектив получил две телеграммы с благодарностью Верховного главнокомандующего И. Сталина.

Только через год театр вернулся в свой, уже освобожденный от немцев город Ставрополь. Во время эвакуации была выполнена главная задача: основной состав труппы сохранен и, возвратившись, готов приступить к работе.

Но в Ставрополе ждала удручающая картина: на хорошо знакомом месте, где стояло здание театра, - развороченные глыбы бетона, шатром осевшая крыша, остатки стен голубого фойе...

Сотрудники театра, продолжая работать над новым репертуаром, принимали участие в восстановлении разрушенного здания. Несмотря на то, что на стройке трудились многие предприятия и учреждения города, открыть сезон 1943-1944 г. в своем помещении не удалось. Труппа вынуждена была выехать на гастроли в г. Кисловодск, где выступала в Народном доме, в госпиталях и столовых.

Наконец 8 марта 1944 г. возрожденное из руин здание (ныне краевая филармония) распахнуло двери. Зрители тепло встретили спектакль «Русские люди» о патриотизме простых и великих в своей простоте героев К. Симонова. Главные роли исполняли заслуженные артисты РСФСР М. Никольский и Е. Писарев. Вскоре состоялась еще одна премьера - «Песнь о Черноморцах» Б. Лавренева о героической обороне Севастополя.

Летом 1944 г. снова гастроли на КМВ. Здесь коллектив дал десятки шефских концертов перед больными и ранеными солдатами и офицерами. А осенью, разделившись на две бригады, выехали на фронт. Первая - со спектаклем «Лекарь поневоле» Мольера и концертной программой обслуживала 1-й Белорусский фронт, вторая - с «Последней жертвой» А. Островского и также концертной программой выступала на 2-м Прибалтийском фронте. Репертуар был выбран не случайно. Фронтовики просили не привозить спектакли на военную тему. Им хотелось хоть на время забыть о войне. Всего обеими бригадами было дано 130 спектаклей и концертов.

За обслуживание частей Красной армии в военные годы 32 работника Ставропольского край-драмтеатра были награждены медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди них А. Г. Маленский, Б. К. Кеворков, Е. Н. Писарев, М. М. Никольский, Ю. А. Никольская, К. Д. Залесский, П. А. Молчанова, Е. Д. Зорина и другие.

В год победы над фашистской Германией общественность края отметила столетие Ставропольского драмтеатра. В декабре 1945 г. состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею первого русского драматического театра на Кавказе. В адрес юбиляров поступило несколько сот поздравлений со всех концов страны. К юбилейной дате поставили «Горе от ума» А. Грибоедова. Роль Чацкого исполнил талантливый актер Михаил Михайлович Никольский, который оставил яркий след в истории крайдрамтеатра. Это он, как уже упоминалось, поведал о суровых днях эвакуации.

В этом творческом сезоне исполняется 160 лет Ставропольскому театру драмы им. М. Ю. Лермонтова.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 20 января 2006 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх