ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

«Слово...» написал сам князь Игорь?

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ

«Кроме многочисленных и явных признаков живой русской речи, восторженная любовь к России, русскому племени и пламенное стремление к единству России неудержимо определяют народность сочинителя «Слова о полку Игореве», - так представляет суть великого памятника древнерусской литературы князь Павел Петрович Вяземский в своих «Замечаниях на «Слово о полку Игореве», интересном филологическом исследовании, изданном в Санкт-Петербурге в 1875 году.

Вышедшие в свет небольшим тиражом «Замечания…», тем не менее, в одном экземпляре имеются на хранении в научно-справочной библиотеке государственного архива Ставропольского края. Не являясь краеведческим изданием, которыми преимущественно комплектуется библиотека архива, эта книга, достаточно редкая, хранится здесь уже долгие годы.

Подробный комментарий, предметно-тематический указатель, переводы текста, профессиональное его толкование, а также иллюстративный материал, включающий географические карты, гравюры и просто рисунки – все это определяет его достойное место в ряду исследований, связанных с этим литературным произведением древней Руси. Среди тех, кто посвятил ему целые годы жизни, такие известные имена, как Н. Карамзин, Д. Лихачев, С. Обнорский, Л. Дмитриев, О. Творогов и другие. Споры историков, литературоведов и палеографов продолжаются до сих пор. Неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году, закончившийся его пленением, а затем побегом из плена, - события эти замечательны не сами по себе, а тем, что им посвящено такое произведение. И тот факт, что в рукописи не были ни подписи автора, ни сведений о нем, определило более чем на 200 лет (после обнаружения рукописи) главный предмет спора – кто же автор? П. Вяземский цитирует Н. Карамзина, полностью с ним соглашаясь: «Слово о полку Игореве» сочинено в XII веке и, без сомнения, мирянином, ибо монах не дозволил бы себе говорить о богах языческих и приписывать им действия естественные».

Как известно, первое печатное издание «Слова о полку Игореве» появилось в 1800 году в Москве по инициативе графа А. Мусина-Пушкина, а через 12 лет, в сентябре 1812 года, во время наполеоновского нашествия почти весь тираж первого издания сгорел вместе со всем «Собранием российских древностей» графа. Как же попала рукопись к Мусину-Пушкину? В 1787 году Екатерина II подписала Указ о сборе в церквах и монастырях старинных рукописей. Являясь обер-прокурором Святейшего Синода, Мусин-Пушкин занимался этим, и в одном из монастырей Ярославля или Ростова (точно неизвестно) обнаружил древний манускрипт. Немедленно возник вопрос об авторстве, так как всех исследователей смущало, что в появившемся в христианской Руси настоящем эпосе русского народа повсеместно встречаются языческие образы. Высказывалось даже мнение, что автором не мог быть христианин. Другое предположение: автор – участник похода и даже, возможно, сам князь Игорь. Нередко эти точки зрения обосновывались в разной степени убедительными доказательствами, в ряде же случаев не выдерживали критики.

П. Вяземский по поводу непоследовательности утверждений отдельных авторов иронично замечает: «Колебания эти напоминают того любителя картин, который объявляет об открытии им новой картины Рембрандта, а на другой день спешит заявить, что вследствие новых открытий, сделанных в портфелях публичной библиотеки, он убедился окончательно, что найденная им картина писана Рафаэлем, так как, по его исследованиям, у одного Рафаэля встречаются на заднем плане те же жидкие своеобычные деревья, а на первом – мелкие травки с таковыми же цветочками, характеризующими приобретенное им «Святое семейство»… Вяземский же в своем труде утверждает, что, несмотря на присутствие элементов язычества, нравственное и духовное направление всего произведения есть чисто христианское. А наш современник Д. Лихачев, посвятивший изучению «Слова…» многие годы творческой деятельности, опасаясь недостаточной доказательности различных предположений, а также толкований текста и внесения в него изменений, писал о том, что «Слово…» можно не только срубить на корню, но и подточить его отдельными исправлениями многочисленных «старателей», пытающихся добыть в нем «золотую руду» эффектных гипотез…»

Но и в наше время эта полемика не утихает, высказываются порой неожиданные предположения. Так, публикации в журнале «Чудеса и приключения» в февральском и мартовском выпусках 2005 года (В. Быстров – Лещев и К. Воротнов) представлены разные гипотезы об авторстве «Слова о полку Игореве». В. Быстров-Лещев, например, считает, что автором мог быть девятнадцатилетний племянник князя Игоря – князь Святослав Олегович Рыльский, участник похода, а К. Воротнов в статье под названием «Слово о полку Игореве». Завеса загадок сохраняется» отдает авторство ведическому (языческому) жрецу.

* * *

820 лет прошло со времени похода Игоря Святославовича Новгород-Северского в половецкую степь. Но о нем пишут до сих пор, благодаря величайшему литературному памятнику, которому, несмотря на его краткость, посвящено столько исследований! Литература о «Слове…» огромна, и все же до сих пор многое не до конца раскрыто и привлекает к себе любителей этого удивительного творения человеческого гения. И одним из таких любителей был князь Вяземский, историк, литератор XIX века, оставивший нам свою книгу, которая по счастливой случайности попала в краевой архив, обогатив его библиотечный фонд.

Источник: "Ставропольская правда", 2 сентября 2005 г.

К каталогу публикаций рубрики • Вверх