ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Православная миссия

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ

Во второй половине XIX века в России было учреждено общество восстановления православного христианства на Кавказе. Его возникновению предшествовало расширение миссионерской деятельности православной церкви среди народов Сибири и Северного Кавказа в течение XVIII-XIX веков. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и другие миссии, а на Северном Кавказе – Осетинская миссия, которая была в 1860 году реорганизована в названное общество.

Задачи прежде всего были широко просветительскими – способствовать укреплению уже существующих и появлению новых церковно-приходских школ, восстановлению и реконструкции христианских храмов, распространению православного христианства на Кавказе. 145 лет назад русской общественностью была проявлена обеспокоенность тем, что исстари христианские народы Кавказа (грузины, армяне, осетины) частично в силу исторических причин были обращены в магометанство. В отчете общества за 1897 год читаем: «Некоторые осетины приняли христианство еще в первом веке… А с VIII века на Кавказе появились переводчики Ветхого и Нового Заветов. Но после падения Константинополя в 1453 году турки-османы стали продвигаться к этим местам и вскоре подчинили их себе. В продолжение полутораста лет горские народы подвергались нападениям, и в этой неравной борьбе под властью турок распространялся ислам. Поэтому миссионерская деятельность была главной заботой общества, которое принимало все меры к тому, чтобы поднять, оживить и, возможно, в большей степени распространить эту деятельность в тех местностях, жители которых были некогда христианами»…

Кроме трех постоянных миссионеров, проповедничеством были заняты и священники, служащие в приходах. Общество воспитывало в миссионерах терпение к человеческой неподатливости, инакомыслию, смирение с собственными частными неудачами.

Подбирались для служения яркие проповедники. Одним из них был игумен Кирион, миссионерским поприщем которого явилась Осетия. Во время своих разъездов он старался действовать осмотрительно и осторожно, так как местная администрация серьезно советовала не говорить с населением о перемене религии. Временами он даже представлялся любознательным путешественником, желающим ознакомиться с нравами и обычаями населения и остатками старины. Он старался начинать беседу об интересующих их сторонах повседневной жизни, переходя затем к объяснению причин установления их теперешних религиозных верований. Открыв им, что некогда они были христианами, а затем турецкое влияние обратило их в магометанство, он объяснял, что в настоящее время не существует препятствий к возвращению к прежней вере. Велись беседы также и против сектантства. Красноречие и терпение миссионера убеждало многих в выборе их религиозных предпочтений.

Деятельность миссионеров не ограничивалась беседами. Общество с их помощью на свои средства открывало при всех имеющихся христианских церквях школы, укрепляло кадрами уже существующие, устраивало народные библиотеки, снабжало школы учебными принадлежностями, оплачивало труд учителей. Так, только в отчетном 1897 году на Кавказе открылись две такие школы. А в Александровской миссионерской духовной семинарии в Терской области обучались 114 человек. Ее тоже не оставляло своим попечением общество восстановления православного христианства на Кавказе.

Учет, реставрация как древних, так и настоящих христианских храмов, – еще одна из сторон его деятельности. Все это требовало средств, поступавших из разных источников – из государственной казны, казны Святейшего синода, в ведении которого общество находилось, частных пожертвований, доходов с имения, принадлежащего обществу, членских взносов. В члены общества на совершенно добровольных основаниях принимались лица православного вероисповедания обоего пола и всех сословий. Число их было не ограничено. На начало ХХ века в списках членов общества значились люди знатного происхождения, ученые, военные, чиновники, купцы, крестьяне и даже околоточный надзиратель Московской столичной полиции.

Среди них есть и известные имена, такие, как Преосвященнейший Агафодор, епископ Ставропольский и Екатеринодарский, генерал-адъютант князь Николай Иванович Святополк-Мирский, генерал-лейтенант князь Алексей Иванович Шаховской, Иван Иванович Цветаев, известный ученый, тогда коллежский асессор, Федор Николаевич Плевако, впоследствии известный адвокат, а тогда присяжный поверенный, и другие. В списке значатся и ставропольцы – губернский секретарь Максим Андреевич Волобуев, купцы братья Меснянкины, полковник Павел Александрович Мачканин.

Благородная просветитель-ская деятельность общества, несомненно, сыграла заметную роль в развитии образования и христианской культуры на Кавказе.

Источник: "Ставропольская правда", 12 июля 2005 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх