ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Съезды «хранителей идеалов»

Юлия САМОЛЬЯНОВА, аспирантка СГУ

История съездов ставропольских учителей края насчитывает почти полтора столетия. Газеты XIX века сообщали об этом на первой странице и писали как о важном культурном событии для города и губернии. О масштабности мероприятия говорит тот факт, что открытие съездов, обставленных каждый раз с особой пышностью, обязательно посещали представители духовной и светской власти во главе с губернатором. Они выделяли средства на приезд и размещение участников съезда, проведение занятий для учителей, сами выступали с обращениями, общались с учителями лично. Подобные меро-приятия, по мнению организаторов, должны были «наглядно убедить каждого, что народное образование не стоит на одном месте, а с каждым годом улучшается; что недалеко то время, когда в большинстве местных училищ будут учителями лица, преданные своему делу и достаточно опытные для того, чтобы вести его правильно и успешно».

Ставропольские газеты оказывали информационную поддержку съездам, публикуя информационные и аналитические материалы о поднимаемых проблемах обучения.

Для губернской системы образования конца XIX века съезд был главным средством переподготовки учителей. Он обычно собирал около ста преподавателей. Каждый участник должен был не только посещать утренние и вечерние занятия, но и давать открытые уроки. Коллеги оценивали профессионализм их проведения, а директор народных училищ губернии подводил итог на торжественном закрытии: «Примерные уроки учителей, данные в течение съезда, вышли большей частью весьма хорошими, что дает понять, что большинство учащихся – люди компетентные в своем деле и что они относятся к нему с должной серьезностью».

В программу съезда также входило представление собственных сочинений по актуальным вопросам педагогики и проблемам местных школ. Организаторы выбирали лучшие новаторские работы, в которых предлагались практические способы решения проблем образования. Именно так возник проект создания нового учебного пособия, а возможно, и нового курса – «Краеведение». Участникам съезда предлагалось в течение года вести записи о той местности, в которой они преподают, чтобы на основе этих работ создать учебник, «в котором была бы всесторонне и полно описана губерния Ставропольская».

Проведение съездов должно было также сформировать новое отношение к профессии, создать достойный образ современного учителя. «Училище должно быть хранителем идеалов народной веры и нравственности, потому и учитель обязан быть образцом не только для своих учеников, но и для их отцов», - подчеркивал на открытии седьмого съезда директор народных училищ губернии С. Грушевский. Преподаватели ставили вопрос о принципиальных требованиях к личности учителя: он должен знать, понимать и уважать народную среду, ее обычаи, уметь сделать так, чтобы окружающие понимали и уважали его. То есть педагог должен «находиться рядом с народом и в то же время быть на голову выше», - подобная установка отсеивала лишних в данной профессии людей из категории слушателей, только собирающихся подать заявки на место учителя.

В течение нескольких лет на съездах учителей поднимались проблемы практико-ориентированности знаний, необходимости введения специальных технических предметов в соответствии с ремеслами, распространенными в данном регионе. Ведь первоначальное предназначение училищ – «удовлетворять народным нуждам, то есть способствовать приготовлению граждан с качествами, удовлетворяющими требованиям народа». Но для этого сами учителя должны постоянно овладевать теми практическими знаниями, которых им не хватает.

Кроме того, на съезде поднимался вопрос о нарушениях учебного процесса, о поверхностном отношении самих учителей к работе. Недобросовестные преподаватели самовольно сокращали учебные часы, оправдываясь при этом «сторожевским жалованьем». Приводились примеры, когда во время проверок выяснялось, что учителя сами были недостаточно образованны, писали с большим количеством ошибок, книги, переданные для библиотеки, выкидывали, так как и сами их не читали, и ученикам не рекомендовали. Таким учителям предлагалось покинуть должность, так как, выполняя свою работу некачественно, они наносили большой вред образованию.

Уже тогда, в XIX веке, съезды учителей представляли собой конструктивный диалог, практическую работу, продвигавшую образование в регионе вперед.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 12 ноября 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх