ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Смолянки

Ольга КОЛПАЧЕВА

Дело становления и развития женского образования в России со второй половины XVIII века и кончая 1917 годом тесно связано с именами российских императриц, взявших его под свое покровительство. Начало образованию женщин на государственном уровне было положено Екатериной II, создавшей первое светское женское учебное заведение. Старейшее из всех государственных женских учебных заведений России – Воспитательное общество благородных девиц, согласно воле его основательницы, было призвано осуществить высокую государственную задачу – воспитать новое поколение людей и тем самым служить делу обновления русской жизни.

фасад Смольного5 мая 1764 года указом императрицы при Смольном монастыре учреждалось учебно-воспитательное заведение для 200 благородных девиц. Екатерина II приказала разослать указ «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию».

На первых порах желающих определить своих дочерей в Воспитательное общество оказалось немного. Русское общество, еще не осознавшее необходимости для женщин серьезного образования, в лучшем случае довольствовавшееся иностранными гувернантками, с предубеждением отнеслось к женскому учебно-воспитательному заведению, основанному к тому же на совершенно необычных для русской жизни началах. Далеко не всем было ясно, зачем женщине, относительно недавно покинувшей терем после нескольких веков заточения в нем, познания в математике, истории, географии, геральдике и многом другом. Образование, практически ни в чем не уступающее мужскому, казалось многим ненужным, а иногда и просто опасным: вдруг образованная по-новомодному девица возьмется нарушать патриархальные порядки и требовать себе тех же прав, что и мужчина, стоящий во главе семейства. Несомненно, должно было смущать и категорическое требование от родителей или родственников подписки, что до истечения положенного для обучения двенадцатилетнего срока «девицу ни под каким видом требовать не станут». Оно было вызвано тем, что нравы русского общества, по мнению Екатерины и ее сподвижников, были даже в дворянстве еще грубы и поэтому требовалось отгородить ребенка от такой среды.

На первых порах к новому учреждению привлекал его благотворительный характер. Действительно, девочки, представленные к первому приему в Смольный институт, были почти исключительно из недостаточно обеспеченных дворянских семей. Первых смолянок было 50. Из них 7 – титулованных, но одновременно много дочерей мелких чиновников, обер-офицеров и даже несколько детей низших придворных служителей. Многие учились за счет государства.

Большое количество воспитанниц общества содержалось за счет специальных стипендий, вносимых за них как самой императрицей, так и ее окружением. Начиная с 1766 г. Екатерина II стала помещать в Воспитательное общество своими пансионерками дочерей погибших на войне, сирот, а также дочерей лиц, выделившихся своими заслугами. Принимались эти девочки сверх комплекта и не считаясь с установленным временем приема. Примеру Екатерины последовали другие. Наследник Павел Петрович за свой счет содержал шесть девочек, принятых в институт в 1773 и 1776 гг., И. И. Бецкой, стоящий во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. В 1770 г. гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала Воспитательному обществу свое имение, чтобы деньги, полученные за него, пошли на воспитание малолетних девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им стипендий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток князья Орлов, Голицын, Демидов. Следует заметить, что традиция эта сохранилась до самого конца существования Смольного института благородных девиц. Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, стипендиатки великого князя Павла Петровича носили голубые ленточки, Демидова – померанцевые, Бецкого – зеленые, Салтыкова – малиновые.

выпускница СмольногоСмолянкам полагалась и особая форма. Все девочки были поделены на четыре возраста. Первый, младший возраст носил платья кофейного или коричневого цвета, второй – голубого, третий – серого, четвертый – белого. Шились они из камлота, который приходилось выписывать из Англии. По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей.

4 августа 1764 г. состоялось торжественное освящение церкви, устроенной в северо-восточной башне Смольного монастыря в присутствии иностранных послов и двора. Празднество сопровождалось 101 выстрелом из пушек, поставленных за оградою монастыря, затем гостей повели осматривать приготовленные для детей помещения, и завершилось все торжественным обедом в покоях начальницы. Первой начальницей Смольного института благородных девиц была назначена представительница одного из известнейших родов России княжна Анна Долгорукая. По воспоминаниям воспитанницы первого выпуска Г. И. Алымовой, это было сделано для того, чтобы придать заведению больше значения в глазах общества. Но княжна Долгорукая недолго пробыла начальницей. Надменная, малообразованная, суеверная, лишенная педагогических и административных способностей, она очень скоро обнаружила неподготовленность и неспособность к выполнению возложенных на нее задач. На ее место была назначена Софья Ивановна де Лафон, вдова французского генерала на русской службе. Этот выбор был на редкость удачен. Новая начальница очень скоро сумела не только наладить жизнь и учебу в институте, но и завоевать любовь и доверие смолянок. Чувства глубокого уважения и привязанности к ней многие ее воспитанницы сохранили на всю жизнь...

Сама Екатерина уделяла немало внимания своему детищу. Часто навещая Смольный, она знала по именам всех воспитанниц, а с некоторыми даже переписывалась.

Светское общество того времени было увлечено театральными постановками, где артистами выступали представители самых аристократических родов. Не миновало это увлечение и институт благородных девиц. В постановке спектаклей вместе с воспитанницами участвовали и кадеты Шляхетского корпуса, что давало возможность многим молодым людям познакомиться. Ставили краткие переводные пьесы, комические оперы, но большей частью играли спектакли на французском и немецком языках, что должно было помогать девочкам лучше их усвоить.

Характер преподавания в Смольном не был сухим и педантичным. Уроки были скорее беседами между учительницами и воспитанницами. Первые должны были особенно заботиться о том, чтобы воспитанницы «не привыкли излишне важничать и унылый вид являть». В преподавании предписывалось принимать во внимание особенности и свойства характера, способности каждой ученицы и сообразно с этим предъявлять к ним требования. Свободное от занятий время воспитанницы посвящали чтению книг под надзором наставниц. Преимущественно это были книги исторического содержания и нравоучительные.

Что же входило в программу обучения первых смолянок? В начальных классах изучались закон божий, арифметика, русский язык, иностранные языки, рисование, танцы и рукоделие. Во втором возрасте прибавлялись история и география, в третьем вводились словесные науки, изучаемые путем чтения исторических и нравоучительных книг, архитектура, геральдика и опытная физика. В последнем классе повторяли все пройденное ранее, причем особое внимание обращалось на закон божий и занятия экономией, то есть домоводством, чтобы выпускница могла подготовиться к будущей семейной жизни. Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения.

Первоначальная программа, несмотря на ее многопредметность, не была обширной. В этом сказались взгляды императрицы Екатерины, придававшей главное значение нравственному воспитанию и желавшей, чтобы образование, являясь по возможности совершенным, отнюдь не способствовало развитию в воспитанницах «умничания». Но, несмотря на все это, нельзя отрицать огромной роли, которую сыграл Смольный институт в жизни России. Его выпускницы во многом способствовали просвещению русского общества, именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, сумели привить им любовь к культуре, книге, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц стало тем зерном, из которого выросли впоследствии не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже учебные заведения за ее пределами.

На снимках: воспитанница первого выпуска А. И. Левшина, с которой переписывалась Екатерина II; средний фасад Смольного института (снимок начала ХХ века).

Источник: "Ставропольская правда", 10 марта 2000 г.

По теме:
• Женские гимназии в Ставрополе
• Княжна-просветительница

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх