ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Женские гимназии в Ставрополе

Ольга КОЛПАЧЕВА

После смерти в 1796 г. Екатерины II во главе Воспитательного общества благородных девиц по приказу Павла I стала императрица Мария Федоровна, урожденная принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Виртембергская. Именно благодаря ей стала стремительно развиваться сеть женских учебных заведений страны.

Януарий НеверовВ 1797 году императрица на свои деньги открывает Сиротское училище для мещанских детей, впоследствии переименованное в Мариинский институт. В 1798 г. в Санкт-Петербурге появляется училище для девиц обер-офицерского звания. Мария Федоровна покупает в Москве дом и в 1803 году организовывает в нем аналогичное училище. В 1807 г. она принимает под свое покровительство девичье отделение военно-сиротского дома, будущего Павловского института. В 1812 г. открыт Харьковский институт благородных девиц, в 1822 г. - Патриотический институт, к концу первой трети ХIХ века - институт в Полтаве. Специально создано IV отделение канцелярии Его Императорского Величества, где сосредоточилось управление всеми женскими учреждениями страны. Оборотный капитал данного ведомства к моменту смерти Марии Федоровны достиг 60000000 ассигнациями.

После холерной эпидемии 1831 г. по приказанию Николая I при воспитательных домах Москвы и Петербурга были открыты отделения для осиротевших обер-офицерских детей, со временем преобразованные в Сиротские Институты императора Николая I.

К 1855 году в стране насчитывалось 46 женских учебных заведений - институтов благородных девиц, патриотических институтов, училищ, школ - по всей территории Российской империи. Но для такой огромной страны этого было крайне мало. Многие не могли устроить своих дочерей в институты в связи с отсутствием вакансий. Если же девочка была из небогатой семьи, рассчитывающей, что государство возьмет ее на свое попечение, то ждать приходилось порой несколько лет. Стало очевидным, что система женских закрытых учебных заведений уже не может удовлетворить образовательных потребностей преобладающей части населения. Закрытый тип обучения, отрыв его от жизни, сословный характер образования все больше вступали в противоречие с интересами набирающих силу новых классов и слоев населения, которые не желали удовлетворяться предпринимаемыми правительством частичными мерами.

Вопрос о реформировании женского образования в стране был поднят министром народного просвещения А. Норовым, который в своем докладе царю в 1856 г. указывал: "Лица среднего сословия в губернских и уездных городах лишены средств дать дочерям своим необходимое образование, соответственное скромному их быту. Поэтому открытие школ для девиц в губернских и уездных городах и даже в больших селениях было бы величайшим благом для отечества…".

Ввиду тяжелого экономического положения России после поражения в Крымской войне предполагалось, что развитие среднего женского образования в стране пойдет за счет благотворительности, частных пожертвований и средств местной администрации. Поэтому, получив одобрение Александра I, Норов пригласил дворянство и городские сословия принять участие в новом деле.

Возникновением первой женской гимназии, получившей впоследствии наименование Ольгинской, губернский город Ставрополь обязан Я. Неверову, занимавшему в то время пост директора Ставропольской мужской гимназии. Сначала Неверов составил проект по преобразованию в шестиклассную гимназию женского училища, существовавшего в Ставрополе с 1849 г. Содержалось оно на средства женского благотворительного общества св. Александры, которое было основано по предложению княгини Е. Воронцовой, внучатой племянницы светлейшего князя Г. Потемкина и жены генерал-фельдмаршала, наместника Кавказского М. Воронцова, с целью предоставить христианское образование и воспитание дочерям небогатых родителей. Позже Елизавета Ксаверьевна Воронцова завещала училищу св. Александры 30 000 рублей, что наряду с другими пожертвованиями и вкладами и составило основной капитал данного учебного заведения. Училище являлось в то время единственным учебно-воспитательным заведением для девиц в губернии, имело три класса, комплектовалось из сирот и детей малоимущих родителей, носило закрытый характер по типу института и не пользовалось особой популярностью у жителей.

Проект Я. Неверова, однако, не встретил поддержки у местной администрации.

Первое открытое женское училище на Ставрополье возникло лишь в 1860 г. Несколько лет потребовалось для сбора средств. Начало благотворительному фонду положил сбор от публичного спектакля, данного учениками мужской гимназии. Наиболее значительные пожертвования поступили от помещика Калантарова и купца Моисеенко. Дворянское собрание на свои средства приобрело дом для училища, а городское общество обязалось выделять по 1200 рублей ежегодно для его содержания. Собранные средства позволили в конце 1860 г. открыть в городе женское училище 2-го разряда. Более полугода ушло на решение организационных вопросов, и занятия начались лишь в сентябре 1861 г.

Училище имело три основных класса и один подготовительный, обучались в нем 75 учениц. Согласно решению педагогического совета, в подготовительном классе проводилось 17 уроков в неделю. В учебную программу входили: чтение славянское и объяснение молитв, чтение русское, арифметика, чистописание, рукоделие и пение. В двух основных классах изучался закон Божий, русский язык, арифметика, география, чистописание, рукоделие, пение. В третьем классе добавлялись история, естественные науки, понятия об измерениях.

Серьезной проблемой для организаторов на первых порах являлся недостаток квалифицированных педагогов. Помогло привлечение к преподаванию педагогов из мужской гимназии.

Долгое время не существовало учебных программ и учебников для новых женских учебных заведений. Ввиду того что программы женских и мужских гимназий отличались, многие преподаватели составляли собственные конспекты, которые после одобрения попечительскими советами рекомендовались к распространению в учебных округах.

Училище 2-го разряда просуществовало около полутора лет. В июле 1862 г. оно было преобразовано в перворазрядное, что было вызвано желанием родителей дать дочерям более полное образование. Недостаток средств позволил открыть лишь четвертый класс, да и то совместно с училищем св. Александры.

Несмотря на повышение статуса, несколько лет подряд в ставропольском женском училище почти не наблюдался рост числа учениц (как правило, оно составляло 70-80 человек). Положение дел изменилось с открытием в 1867 г. пятого и шестого классов и созданием полноценной женской гимназии. Число обучавшихся постоянно возрастало и к 1880 г. достигло 675 человек. Распространению женского образования способствовало открытие вначале в училище св. Александры, а с 1878/79 учебного года - в Ольгинской гимназии педагогического класса, выпускницы которого становились не только домашними учительницами. Попечитель Кавказского учебного округа К. Яновский отмечал, что "многие из окончивших курс избрали для своей деятельности педагогическое поприще, частью при тех же заведениях, в которых получили образование, а частью в женских училищах, городских и сельских. Так, в Ставропольской гимназии почти все учительницы и большинство классных дам в заведении св. Александры состоят из бывших учениц этой гимназии".

С целью привить практические навыки ученицам педагогического класса в гимназии был организован азбучный класс для семилетних девочек, куда без вступительных экзаменов принимались дети беднейших слоев населения.

Следует отметить, что существенную роль в становлении и развитии ставропольских гимназий сыграли частные пожертвования, что позволило дать образование многим девочкам из необеспеченных семей. На деньги почетного попечителя гимназии св. Александры Л. Павлова обучались 10 девиц. В 1881 г. он сдал внаем двухэтажный дом, а вырученные от этого средства использовал на нужды Александровской гимназии и на плату за обучение беднейших учениц Ольгинской гимназии. Член попечительского совета гимназии Х. Попандопуло ежегодно вносил определенную сумму для пособия беднейшим ученицам. Имела свою стипендиатку, Веру Головчинскую, великая княгиня Ольга Федоровна. Жители г. Кизляра собрали средства для обучения дочери титулярного советника Александры Чхеидзе. В 1865 г. купцы Ставрополя вносят на содержание женской гимназии 400 рублей серебром, о чем сообщает в дирекцию ставропольских училищ городской глава Глазов. Без этих и многих других благотворительных взносов вряд ли смогли бы получить образование многие ученицы.

О том, что большинство девочек происходили из малообеспеченных семей, свидетельствуют ведомости учебных занятий учениц гимназии св. Александры. Из класса в 37 человек только семь изучали иностранные языки, так как французский и немецкий относились к необязательным предметам, за которые нужно было платить. В другом классе, состоящем из 40 учениц, языки изучали лишь восемь. О том же свидетельствует список учениц VII класса Ольгинской гимназии начала 80-х годов XIX века. Среди 14 выпускниц - дочери подпоручика, поручика, коллежского асессора, писаря, ученика аптекаря, штабс-капитана, полковника, губернского секретаря...

Постепенно в Кавказском учебном округе стали возникать аналогичные женские учебные заведения. К 1882 г. их число увеличилось до 12, а количество учащихся возросло до 3079.

В целом можно констатировать, что появление первых женских гимназий в Ставрополе содействовало развитию системы женского образования на Северном Кавказе, привело к повышению общеобразовательного и культурного уровня жителей, активизировало социальную деятельность женщин, во многом способствовало выходу их за пределы кухни и детской и повышению роли в обществе.

Источник: "Ставропольская правда", 18 марта 2000 г.

По теме:
• Княжна-просветительница
• Смолянкит

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх