ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Четвертая очередь в рай

Владимир БУРДЮГОВ, заслуженный агроном РФ.

В 60-е годы на Ставрополье побывал известный московский журналист. Свои впечатления от края он опубликовал в одном из толстых журналов. Начало его очерка было образным и запомнилось. Привожу текст по памяти: «Я пил ледниковую воду в горах Приэльбрусья, я задыхался от пыли и зноя в степях Приманычья. Я был – на Ставрополье».

Четвертая очередь в рай Некоторые из моих земляков называют Ставропольский край раем на земле. Если же по большому счету… Изначально краю не хватало самого главного для райской жизни – воды. Чистой и пресной, равно пригодной для питья и орошения. По какой-то несправедливости горные реки, взяв начало в ледниках Кавказа, обходили Ставрополье стороной. Кубань несет свои воды к Черному морю, а Терек – к Каспийскому. Степные речки, бурные и своенравные весной, к лету пересыхали. Часто повторяющиеся засухи и суховеи были настоящим природным бедствием для местных крестьян.

Не случайно история края – это и история мелиоративного строительства. За годы социализма здесь было сооружено несколько оросительно-обводнительных систем. Среди них

Большой Ставропольский канал (БСК), который является самой крупной ирригационной системой России. Его строительство началось еще в 1957 году. Сейчас эксплуатируются три очереди БСК, а совсем скоро, в середине сентября, будет сделан пробный пропуск воды по магистральному каналу четвертой очереди с расходом пяти кубических метров воды в секунду. Пройдет некоторое время, будут выполнены все необходимые по проекту работы - и канал обретет полную силу. Тогда по его сечению сможет проходить 53 м3/сек. воды.

На карте видно, как змейкой вьется лента канала, обходя отроги Ставропольской возвышенности, пересекая железнодорожные и автомобильные магистрали. У села Крым-Гиреевского для канала пробили тоннель в горе, а там, где надо было преодолевать большие перепады высот, канал заставили пройти по трубам, которые гидростроители называют дюкерами.

- До Грушевского водохранилища БСК только изготавливался к броску в степь. А от водохранилища – начало четвертой очереди. Дальше магистральный канал сделает уже настоящую атаку на степные просторы края, - пояснил мне генеральный директор ОАО «Ставропольводмелиорация» В. Темченко. - Пройдя по территории Петровского района, канал сделает временную остановку, чтобы наполнить водохранилища балки Камбулат.

Припомнив народную мудрость о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, я вместе с директором «Ставропольсельхозводстроя» М. Багдасаряном еду на трассу четвертой очереди БСК. По дороге Мартик Хачикович рассказывает о параметрах стройки:

- Уточненный технический проект орошения, обводнения и сельскохозяйственного освоения земель четвертой очереди Большого Ставропольского канала включает магистральный канал длиной 58 километров, площадь нового орошения 20,86 тысячи гектаров, кроме этого, улучшится водообеспеченность на площади 15,2 тысячи гектаров. Протяженность групповых водопроводов – 148 километров. Проектный срок строительства – восемь лет, срок окупаемости – 11 лет.

Кстати, о сроках. Началом сооружения четвертой очереди БСК считается 1984 год. Но в 1985 году началась перестройка, темпы строительства замедлились, а в 1992 году все здесь замерло. Официальная версия: из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета.

Это был большой удар для коллектива мелиораторов: уходили люди, разрушались сооружения. Работа на канале возобновилась только в 1999 году. Наиболее интенсивно она велась в последние три года, когда выделялось соответствующее финансирование.

…Обогнув Светлоград с юга, мы едем по прекрасному шоссе и вскоре подъезжаем к 40-му километру магистрального канала. Здесь, недалеко от быстротока № 2, состоялась летучка строителей. Среди них был и главный инженер ПМК-16 Абдурашид Асхабалиев, он один из немногих, кто не покидал канал с начала его строительства.

- Приехал сюда сразу после окончания института, - рассказал он. – Работал мастером, начальником участка, теперь – главный инженер ПМК. Мне очень повезло. Я пришел в коллектив, где тогда работали три Героя Социалистического Труда! Для меня это стало большой школой. Самыми трудными были годы, когда законсервировали стройку на долгие шесть лет. Мы тогда искали работу где только могли. Даже в Калмыкии. Но сохранили костяк коллектива.

Результат работы ПМК – земляное русло магистрального канала. Его размеры внушительны: сечение по дну – три метра, по верху – 27 метров. Экскаваторщики сделали эту работу ювелирно. Коллектив ПМК-23 и другие спецподразделения выполнили облицовку канала бетоном.

Трасса канала не только четвертой очереди, но и всего БСК - уникальна. От главного водозабора и на протяжении 320 километров вода идет самотеком. Не потрачено ни одного киловатта электроэнергии на подъем воды насосами. Наоборот, на канале построен каскад ГЭС, которые вырабатывают свыше 1,5 миллиарда кВт/часов электроэнергии ежегодно.

Дальше моими гидами по трассе канала были И. Иванец и Д. Черноштан. Первый – представитель проектного института «Севкавгипроводхоз», осуществляет авторский надзор, второй – зам. директора строительной компании ООО «ДМД», которая является одним из генеральных подрядчиков стройки. Они показывали различные гидротехнические устройства на канале, знакомили с людьми. И всячески старались показать, что система четвертой очереди БСК – это не только магистральный канал, но и целый ряд важных и материалоемких сооружений. Но разве обо всех расскажешь? Проектом предусмотрено построить 14 ликвидационных труб, восемь акведуков для пропуска ливневого стока, девять мостов, в том числе один – железнодорожный, три перегораживающих устройства и т.д.

Обстановка на стройке деловая, далекая от авральной. Видно, что каждый знает свое место и свой маневр. Сейчас канал и сопряженные с ним гидротехнические сооружения обретают во многих своих компонентах законченные черты. И пропуск даже десятой доли воды от проектных возможностей – это праздник. Итог многолетнего труда многочисленных подрядных организаций, проектировщиков и других спецподразделений.

…15 сентября экскаватор разроет нижнюю перемычку и откроет путь воде. Вода пойдет в степь, чтобы дать ей новую жизнь.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 1 сентября 2006 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх