ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Паровоз на постаменте

В. ГРИЦЕНКО
председатель совета музея истории Минераловодского отделения СКЖД

ЖД вокзал -  Минеральные Воды Паровоз на постаменте у пригородных платформ на станции Минеральные Воды видели десятки тысяч пассажиров. Многие знают, что он поставлен на вечную стоянку в 1985 году в честь 50-летия стахановского движения.

Именно на нем передовые машинисты паровозного депо вдвое перекрывали установленные вес и скорость поездов. Но лишь единицы слышали о человеке, сконструировавшем этот и многие другие, замечательные для своего времени паровозы. Вспомнить о нем весьма уместно и потому, что конструктор работал на Владикавказской ( ныне Северо-Кавказской) железной дороге, которая в начале нынешнего года отметила свое 140-летие.

Вацлав Лопушинский с блеском окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Его имя было занесено на памятную доску. Еще учась в институте, Лопушинский проводил опыты по определению сопротивления движения подвижного состава и мощности, реализуемой паровозами в условиях эксплуатации. После института молодой талантливый инженер работал в техническом отделе Главного общества русских железных дорог в Петербурге, затем на ряде дорог страны, на знаменитом Коломенском паровозостроительном заводе. В 1895 году В. Лопушинский переехал в Ростов, где вскоре занял должность начальника технического отдела службы тяги Общества Владикавказской железной дороги. Именно в этот период он создал свои лучшие проекты товарных и пассажирских паровозов.

В музее истории Минераловодского отделения дороги на видном месте установлен макет паровоза серии Ов, изготовленный много лет назад учащимися железнодорожного технического училища № 4 под руководством мастера А. Киселева. Это была одна из первых и наиболее удачных конструкций В. Лопушинского. За простоту, приземистость и подвижность железнодорожники ласково называли паровоз «овечкой». Продолжительное время, вплоть до конца 50-х годов, «овечка» трудилась на главных участках бывшего Ставропольского отделения железной дороги.

Впоследствии В. Лопушинский сконструировал немало других замечательных паровозов. Особенно прославился Лп «Пасифик» с конструктивной скоростью 130 километров в час. По своим параметрам в первой четверти ХХ века он превосходил все пассажирские поезда Европы.

Но, пожалуй, самым массовым, самым неприхотливым, самым удачным творением В. Лопушинского стал паровоз серии Э, сконструированный в 1912 году. Его выпускали все паровозостроительные заводы царской России. А после революции, в 1920 – 1921 годах, правительство РСФСР дало заказ на поставку 800 паровозов этой серии заводам Швеции и 700 – заводам Германии. Всего же вплоть до 1957 года было построено 16000 паровозов серии Э различных модификаций. Нигде в мире не было ничего подобного.

Вот этот-то паровоз серии Э и стоит на постаменте на станции Минеральные Воды.

Что же касается В.Лопушинского, то в 1920 году он уехал на родину, в Польшу. Надо ли говорить, что почти все первые польские паровозы разрабатывались под руководством бывшего начальника технического отдела службы тяги Общества Владикавказской железной дороги.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 10 февраля 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх