ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Cтавропольскому радио - 80 лет
Страницы истории

Легенда эфира Трофим Клименко

Михаил ПЕТРОСЯН

Середина 50-х годов прошлого столетия. В кабинет председателя Ставропольского комитета по радиоинформации И. Лукьянова вошёл стройный молодой человек в военной форме, но без погон. Представился: «Старшина сверхсрочной службы Трофим Клименко. Уволен в запас в связи с сокращением Вооруженных сил. Хотел бы работать на радио». На вопрос: «Что вы умеете делать?» – ответил так: «Во время службы писал в армейскую газету. Как будто получалось. Мечтаю стать журналистом».

Трофим Клименко В то время профессиональных радиожурналистов нигде не готовили. На радио приходили газетчики, учителя, агрономы, инженеры – люди разных профессий. Одно было у них общее - желание писать. Радио как молодое растущее средство массовой информации со своими специфическими возможностями притягивало многих.

Спустя 20 лет после первого появления Трофима Клименко в Доме радио по улице Комсомольской, 56, где тогда размещался краевой комитет по радиоинформации, он был назначен заместителем председателя теперь уже краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Два десятилетия руководил Т. Клименко краевым радио. И не будет преувеличением сказать, что эти годы были наиболее плодотворными, интересными, насыщенными удачами для краевого радио.

Средства массовой информации поступательно движутся вперед. В каждый исторический отрезок они служат своему времени. Сегодня программная политика Ставропольского радио более современна, динамична. Но и то время, о котором идёт речь, было интересным по-своему. 70-80-е годы прошлого столетия можно назвать золотым периодом советской радиожурналистики. В СССР было создано поистине уникальное радиовещание, вобравшее в себя все лучшее, что было накоплено за рубежом в области информационно-музыкального и художественного вещания и сделавшее немало собственных открытий, не имевших аналогов на Западе. Даже в ограниченных рамках социального заказа радиожурналисты ухитрялись создавать интересные, глубокие человечные материалы, рассказывающие о нашем современнике, о его работе, о его семье, о его внутреннем мире.

Впервые в мировой практике радиовещания родились и завоевали большую популярность у радиослушателей такие жанры, как радиоочерк, радиорассказ, радиофильм. Мастером этих жанров был Трофим Клименко.

Начинал он корреспондентом отдела писем. Потом был редактором промышленных передач. Но наиболее ярко его талант журналиста раскрылся на посту старшего редактора сельскохозяйственных передач. До него передачи на сельскохозяйственные темы представляли собой в основном беседы учёных и специалистов о технологии выращивания сельхозкультур, выступления председателей колхозов, агрономов, механизаторов, доярок. Многогранная жизнь ставропольского села оставалась, как говорится, за кадром. Т. Клименко, сам крестьянский сын (родом из Бешпагира), чабановавший в школьные годы, до тонкостей знавший сельское житье, стал простым человеческим языком рассказывать о людях села, об их труде и быте. И перед слушателями возникал уже не безликий образ механизатора или доярки, а живой человек со всеми присущими ему индивидуальными качествами. Герои передач стали говорить не только о центнерах и гектарах, надоях молока, но и о том, что их волнует, тревожит, о чем они мечтают.

Трудно, но и радостно быть первооткрывателем. И тут «золотому перу» Клименко все было под силу: информация и очерк, корреспонденция и репортаж, промышленная и сельскохозяйственная тематика, рассказ о старом чабане и молодом воине. Трофим Максимович умел раскрыть лучшее в человеке, показать самое главное в нем, а мог написать едкий фельетон.

Именно ему было поручено провести цикл передач «Историю писали солдаты», ставший одним из самых известных в 60-е годы на краевом радио. Т. Клименко был талантливым журналистом и не менее та-лантливым организатором. Заняв должность заместителя председателя краевого комитета по телевидению и радиовещанию, он сумел наладить работу так, что все части сложного механизма радио – и творческие, и технические – работали четко и слаженно. И всегда он был в курсе творческих и личных проблем журналистов, дикторов, звукооператоров, водителей. Часто писал в честь кого-то стихи ко дню рождения. Одарял и эпиграммами. Строка у него была легкая, прозрачная. А если что-то дополнит в редактируемом материале, вставит свое словечко – так заиграет сюжет, расцветет…

Вся жизнь на радио. Такое не проходит бесследно. И сегодня ставропольские радиожурналисты с благодарностью вспоминают своего коллегу и наставника Т. Клименко.

Источник: "Ставропольская правда", 6 мая 2006 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх