ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Пощечина общественному вкусу

Елена ГРОМОВА

В сезон 1916 года на Кавказских Минеральных Водах гастролировали футуристы. Курортная публика шла на их вечера. Об этом свидетельствуют многочисленные афиши и рецензии на их выступления, помещенные в газете «Пятигорское эхо». Публика была заинтригована: кто такие эти футуристы? Это сейчас известно, что футуризм (от латинского futurum - будущее) - авангардистское художественное течение ХХ века. У его истоков стоит итальянский поэт Ф. Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года на страницах французской газеты «Фигаро» манифест футуризма, в котором провозгласил демонстративный разрыв с традициями: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом».

афиша выступлений футуристов на Кавминводах.Через две недели этот манифест в русском переводе был опубликован в одной из петербургских газет. Эстетические идеи итальянских футуристов оказались созвучными поискам русских художников: Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, М. Ларионова, М. Матюшина, творчество которых и стало своеобразной предысторией русского литературного футуризма.

Как поэтическое течение футуризм заявил о себе в 1910 году. В основе эстетической программы футуристов лежала утопическая мечта о сверхискусстве, способном преобразить мир. «Прошлое тесно, - заявляли они в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу», - Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». И поэтому призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с парохода современности», призывали «чтить права поэтов на увеличение словаря и его объема производными и непроизводными словами», заявляли: «Слово - новшество». Футуристы считали свою поэзию началом всех новых путей раскрепощенного слова. Звук, слог могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. Творческий эксперимент по созданию нового языка привел к возникновению термина «заумный язык», «заумь». Символом «заумной» поэзии стали строки Алексея Крученых:

Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз...
!!!

Портрет поэта-футуриста В. Хлебниковa работы художника Б. Григорьева. 1915 г.В свое время дань футуризму была отдана В. Маяковским, В. Хлебниковым, Д. Бурлюком, И. Северяниным, Б. Пастернаком, Н. Асеевым.

Кто же представлял футуристов на Кавказских Минеральных Водах в 1916 году? Афиша в газете «Пятигорское эхо» за 2 июля 1916 г. приглашает: «Пятигорск. 4 июля, понедельник. Железноводск. 7 июля, четверг. Состоится лекция-вечер футуристов «Вот как надо жить на Кавказе на водах». Знаменитый поэт-футурист Василий Каменский прочтет «Творческие радости жизни». Футурист жизни Владимир Гольцшмидт прочтет «Солнечные радости жизни», В. Каменский исполнит свои стихи, песни».

Портрет поэта-футуриста В. Каменского работы Д. Бурлюка.1917 г.В. Каменский (1884 - 1961), имя которого не столь популярно в наши дни, как, скажем, В. Маяковский и Б. Пастернак, был одним из первых идеологов футуризма (и, между прочим, одним из первых русских летчиков). Начал печататься с 1904 года. В 1907 году приехал в Петербург. Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и Е. Гуро в 1910 году организовал литературную группу «кубофутуристов», которая выпустила первый футуристический сборник «Садок судей». В 1913-1914 годах вместе с В. Маяковским совершает поездки по России с чтением лекций, докладов, стихов. В 1915 году выходит его поэма «Стенька Разин».

Каменский, как почти все русские футуристы, приветствовал октябрьские события 1917 года, в которых увидел воплощение собственных чаяний:

Давайте все пустые заборы -
Крыши - фасады - тротуары -
Распишем во славу
Вольности,
Как мировые соборы
Творились
под гениальные удары
Чудес от Искусства
Молодости...

Эти строки из стихотворения В. Каменского «Декрет о заборной литературе» прямо перекликается с манифестом футуристов.

Надо сказать, что футуризм возник и «окреп» в атмосфере скандала. Важным средством добиться популярности было эпатирование публики. Вызывающе оформлялись публичные выступления: К. Малевич (автор знаменитого «Черного квадрата») являлся перед зрителями с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский - в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. д. Эпатаж использовался и во время концертов на Водах. Когда открывался занавес, перед глазами зрителей представала сцена, увешанная обрывками ткани. В центре располагался гонг, в который несколько раз ударял появ-ляющийся из-за кулис поэт-футурист Каменский с кудрями цвета спелой соломы, сливающимися с воротником из золотистой парчи. И начиналась «звучально» монотонная речь:

«Жители Кавказа! Будьте взрослыми детьми, возьмитесь за руки - идите в горы... Радуйтесь. Смейтесь. Любите. Горите яркими огнями возможностей. Ищите в себе новых открытий. Бегайте весело, пойте песни, читайте стихи. Произносите тосты, поднимая полный бокал фантастического вина, за звонкое счастье красиво жить... Вставая утром рано, идите в жизнь, как на желанный праздник. Помните: вы жители Кавказа и это ваше дело ответить на разлитую красоту вокруг - красотой своей поющей души...».

За Василием Каменским появлялся «футурист жизни» Владимир Гольцшмидт с оловянными веригами на шее и вещал:

«Кавказскому солнцу, как жизнеисточнику, откройте тело свое... Бросьте городские костюмы, забудьте условную суету вещей, учитесь жить у природы... Умейте найти свой животный инстинкт, который укажет вам путь для здоровья. Занимайтесь естественной гимнастикой по своей личной инстинктивной системе. Сочетайте ритмически стройность движений тела с красотой вокруг...». Апофеоз лекции: сконцентрировав, как он говорил, физические силы, Владимир Гольцшмидт разбивал о свою голову несколько досок.

Как же реагировала критика и публика на представления заезжих футуристов? Об этом узнаем из рецензии А. Скальдского «Окияны водицы», опубликованной в газете «Пятигорское эхо» на следующий день после выступления:

«Ездят футуристы по весям и городам российским. Читают лекции и пишут книги, в которых, ища мысли и смысла, можно за-плутаться, как в неведомом дремучем бору».

Передо мною новое произведение одного из самых ярких футуристов Василия Каменского «Стенька Разин». Книга с посвящением - «Великому русскому народу - матерый сын». Не знаю, будет ли доволен русский народ за дар, принесенный ему футуристом, будет ли разбираться и разберется ли он в том ворохе «легкокрылых», «яснодатных», «перезвучальных» «оу-эу-ау-арррр-а», которыми испещрена книга. Думаю, нет...

Поэзия Василия Каменского в области мысли - самое обычное «ничто», но не могу скрыть, что в потоке словесной слизи, в «окияне» испорченностей русского языка порой блеснет красочное, метафорическое и действительно яркое сочетание слов. Это да еще искреннюю молодость, нареволюционизированную и рвущуюся к изяществу, - можно поставить в плюс «пасхально звучному» Каменскому».

Мнение публики выразил устами некоей Зинаиды Андреевны, присутствовавшей на вечере, критик Лавич в зарисовке «На футуристах»: «А ведь умны футуристы. Умней, чем публика. Они балаганят, а «умная публика» за их пляски платит им деньги».

Жизнь все расставила на свои места. Теперь мы знаем, что футуризм нес в себе не только разрушительные импульсы, но и послужил созидательным художественным целям. Так, например, эксперименты со стихом и словом привели Владимира Маяковского к революционному реформированию русского стихо-сложения.

Из современных поэтов, использующих элементы русского футуризма, можно назвать Андрея Вознесенского с его пафосом, злободневностью, экспериментирование с художественными формами. Традиции футуризма присущи Евгению Евтушенко: прямое обращение поэта к массовой публике, примеры поэзии для голоса и слуха, а не размышления, то же использование экспериментальных форм. Футуризм оставил свой след в искусстве.

Источник: "Ставропольская правда", 25 апреля 2003 г.