ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Оформление газет на ставрополье в конце XIX-начале XX вв.

Елена УМНОВА

В истории печатного дела Ставропольского края принято выделять 1816 г., когда для обслуживания потребностей канцелярий открылась первая типография. В 1845 г. появилась необходимость иметь типографию для губернского правления. В 1850 г. начали печатать первую газету края - "Ставропольские губернские ведомости".

Следующей знаменательной вехой стал 1863 г. 24 июня состоялось открытие телеграфной линии между Ставрополем и Новочеркасском, а немного позднее и с Москвой.

Пора наибольшей активности кавказской прессы XIX в. приходите" на 80-е гг. Издаются "Фаланга", "Гусли", "Судебные порядки", "Юридическое обозрение", "Листок кавказских объявлений", "Вестник Кавказа", "Северный Кавказ", "Ставропольские епархиальные ведомости".

К 90-м гг. за "подъемом" последовал "спад". На "плаву" остались в основном специализированные издания курортных городов: "Записки русского бальнеологического общества в Пятигорске", "Минеральные воды", "Сезонный листок Кавказских Минеральных Вод".

После относительного затишья, в середине первого десятилетия XX в. начинается настоящий бум Появились "Народная правда", "Бомба", "Вестник труда", "Голос", "Земля и труд", "Свобода", "Союз", "Новый Северный Кавказ". Всего за 4 года возникло около 40 газет.

В это время массы текстов с редкими пятнышками заголовков и отбивок придавали полосам серый фон, расчерченный по горизонтали рантовыми линейками, а по вертикали (между колонками) - светлыми газетными. При беглом взгляде на газеты нельзя сразу найти разделение на рубрики, а три-четыре колонки сливаются в одну.

Скученность на пространстве двух-трех редакционных полос множества отделов и рубрик должна, казалось бы, создавать живую графическую картину, но в действительности все было наоборот, по сравнению с кричащими пятнами рекламы остальной текст выглядел безлико и монотонно. Такое положение сохранялось до тех пор, пока рубрики набирались 12 и 16 кеглями.

В рассматриваемый период ставропольские издания не изменяли порядок расположения рубрик, придерживаясь классического расположения материалов: в первой части помещались передовицы или постановления и распоряжения правительства (в 1917 г. этот отдел чаще называется "В партии", например, в газете "Земля и воля"). Вторая была неофициальной, с развлекательными материалами (в газете "Северный курьер" - романы, "воскресные сказки"). В третьем разделе содержались сообщения и новости из жизни губернии. В четвертом - телеграммы с новостями Кавказа и России Последними помещались справки.

В 1917 г. на первых полосах можно увидеть политические лозунги и призывы, набранные крупными шрифтами. Например, в армавирском издании ежедневной народной газеты "Земля и воля": "Голосуйте за...", "Собрание партии состоится..." Эти заголовки занимали до половины одной полосы. Одной из особенностей газеты была бумага, на которой она печаталась: каждый ее номер был другого цвета: голубой, салатный, розовый или желто-ореховый.

Заголовочная часть, крупная по масштабу, растянутая во всю ширину полосы, яркая по графической выразительности была призвана произвести на читателя впечатление солидности, значительности издания ("Колос", "Голос", "Лавина") Некоторые редакторы часто "перегибали палку". Так, М.Гохман в своей "ежедневной литературно-политической и экономической газете" (как следует из программы издания) "Северокавказское слово" первую часть заголовка дает в классическом виде, а вот вторая часть - "СЛОВО" имеет искаженный вид. Занимает она чуть меньше трети всего листа. Выполнена в рисовано-трафаретном стиле, сплошной черной краской.

Из шрифтов для набора текста наиболее широкое применение в ставропольских изданиях получили плотные гарнитуры 8-10 кеглей (в целях экономии бумаги). К наиболее читаемым машинным шрифтам относились гарнитуры латинского, рената, обыкновенной № 6. В шрифтах объявлений лидирующее место принадлежало петиту.

К концу 20-х гг. XX в. многие рисунки типографских шрифтов, оставленных в наследство дореволюционными словолитнями, продолжали числиться в каталогах и лежали мертвым грузом в наборных цехах. Новые рисунки шрифтов в ставропольских изданиях появились только в конце 30-х гг.

В начале XX в. значительную роль в изданиях начинают играть реклама, объявления и анонсы, которые "перебираются" на первую полосу газеты. Рекламодателям было важно для сбыта своего товара преподнести информацию так, чтобы читатель в первую очередь обратил на нее внимание. А издатели, со своей стороны требовали за это повышенную плату (цена строки объявления на первой полосе была не ниже 15 копеек, а на последней - от 5 до 10 копеек). В итоге на первой полосе номера 2-3 колонки по вертикали занимала рекламная информация ("Северокавказское слово", "Колос"). Содержательное начало номера отошло на второй план. В конце номера количество рекламы варьировалось от одной восьмой колонки ("Вестник Временного правительства") до целой полосы ("Северный курьер", "Земля и воля", "Лавина"),

В оформлении рекламных текстов главный акцент делался на броские эффекты: крупный шрифт, вычурные рамки и отбивки ("Колос", "Земля и воля", "Северокавказское слово").

Все газеты Ставропольского края выходили без иллюстраций. Исключение составляли приложения к "Северному курьеру". В них на первой полосе печатались фотографии, репродукции картин. А на последней странице часто появлялся тот или иной вариант шахматной партии.

В конце XIX - начале XX вв. экономическое положение газет на Ставрополье не позволяло использовать в оформлении всего европейского дизайна. Поэтому газеты могли себе позволить не больше одного новшества (в шрифте, в бумаге, в иллюстрации).

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх