ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Особенности рекламы в дореволюционной прессе Ставрополья

Ольга ПАПОНОВА

Зарождение рекламы в прессе Ставрополья совпало с появлением первой газеты - "Ставропольских губернских ведомостей" (1850). Первое рекламное объявление появилось на страницах этой газеты в 1850 году. Это было частное объявление о наборе девушек в женский пансион. Примечательно, что оно занимало третью полосу, отведенную для официальных сообщений.

В конце 19 века - начале 20 в. в газетной периодике наблюдался настоящий рекламный "бум". Рекламные материалы занимали не только первую и четвертую полосы (как в середине века), а и третью, и вторую, где обычно располагались официальные сообщения.

Первая политическая реклама на страницах ставропольской прессы появилась в 1910 году в "Северокавказской газете" (N73 "Пересуды избирателя", "Сон перед выборами").

На страницах современной прессы невозможно встретить объявления о подписке на издания-конкуренты. Для конца 19 века - начала 20 подобные объявления - обычное явление. Они встречаются во всех газетах Ставрополья того времени.

Для рекламных текстов того времени характерно прямое обращение к потребителю ("Все интеллигентные люди дают свое платье в химчистку или окраску только на паровую фабрику т-во Иредер и Шаупп, потому что убедились в высоком качестве работ", "Покорнейше прошу Гг. частных лиц, желающих приобрести..." и пр.)

К одному из самых интересных, на мой взгляд, объявлений можно отнести рекламное объявление о подписке на журнал "Осколки". Приведу его полностью.

"Радуйтесь!

По примеру прежних двадцати семи лет открыта подписка на "Осколки" - еженедельный, художественно-юмористический журнал с карикатурами.

Репутация журнала "Осколки" давно установилась. У него есть неизменные читатели и преданные почитатели. Но к стыду человеческому, надо сознаться что в России еще существуют такие дикие люди , которые незнакомы с журналом "Осколки".Снисходя к человеческой слабости приходится заочно познакомить с журналом "Осколки" тех, кто с ним еще не знаком.

Слушайте же и мотайте себе на ус (безусые и дамы могут мотать себе на нос). Журнал "Осколки" издается в форматах самых больших, заграничные иллюстрации и выходит еженедельно по субботам, несмотря ни на какую политическую погоду...

Направление журнала- смехотворное и пищеварительное. Лучшие врачи советуют для поддержания хорошего настроения, этого непременного условия для здоровья, читать "Осколки"...

Не чуждаясь политики ж-л "Осколки" отнюдь не отводит на своих страницах политике первого места. Вся жизнь во всех ее смешных проявлениях находит отражение в ж-ле. Государственные и общественные деятели, чиновники, адвокаты, военные, купцы, духовенство, актеры, студенты, социалисты, буржуи, дамы, вдовы, мужья, тещи, младенцы, микробы, атлеты, черти - все проходят перед читателями ж-ла в живом быстросменяющемся синематографе. Кажется, этого довольно. Но редакция ж-ла "Осклоки" находит, что всего этого еще мало, и дает всем годовым подписчикам на 1908 год бесплатную премию: изящный альбом большого формата под названием "Дочери Евы".

Вы догадываетесь, что это будет такое! Но редакция покорнейше просит вас держать вашу догадку при себе и не передавать ее вашей супруге. А людям недогадливым редакция может сообщить на ушко под строжайшим секретом, что именем "Дочери Евы" разумеются женщины или, вернее дамы, не исключая впрочем полудам и девиц, и полудевиц, и четверть девиц. Словом, альбом будет очень поучительным".

Часто встречаются стихотворные рекламные тексты ("Северокавказская газета" - реклама коньяка Шустова, табачных изделий: "50 лет не курил-табак царский соблазнил").Самым популярным слоганом для того времени были слоганы со словом "громада", "громадный".

Словом, реклама в ставропольской прессе начала века была разнообразной и грамотной. Кстати, интимные услуги не рекламировались.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх