ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

"45" всегда на пять!

Мария СУТУЛОВА

Это издание наверняка войдет в историю отечественной журналистики. "45-я параллель". Под таким названием выходили первая независимая газета и первый независимый журнал в Северо-Кавказском регионе, созданные в период перестройки. Выпуск издания начался в апреле 1990 года. В его подзаголовке значилось: сначала - Всесоюзный литературно-художественный ежемесячник, позднее "45-я параллель" стала Всероссийским и международным литературно-художественным печатным органом.

Газета имела формат А-3 и приходила к читателям на 24 страницах, а журнал был по размеру наполовину меньше, но его объем варьировался от 48 до 64 страниц.

Учредителями издания выступили Ставропольский фонд культуры и его председатель, заслуженный работник культуры Михаил Григорьевич Новиков, а также три физических лица: Сергей Владимирович Сутулов, ставший в дальнейшем главным редактором, Светлана Петровна Сутулова и Марк Семенович Шкляр.

"45-я параллель" в течение 1990-92 гг. себя полностью окупала. Ежемесячный общий (совокупный тираж газеты и журнала) был 200 тыс. экземпляров. Оба издания расходились полностью, причем в Ставропольском крае оставалось лишь их десятая часть. Основная масса шла на прилавки "Союзпечати", в независимые агентства по распространению, или же в частные руки, а оставшиеся экземпляры (порядка 2-3 тысяч) расходились по подписке.

В 1991 году вышел самый большой тираж, составивший 220 тыс. экземпляров.

Номера "45-й параллели" обязательно рассылались в библиотеки Союза. Каждый новый номер презентовался и в Библиотеку Конгресса США - через ее Московское представительство.

После распада СССР от распространения "45-й параллели" отказались Литва, Узбекистан, Казахстан, Украина, но все же несмотря ни на что она продолжала продаваться в отдельных городах: Симферополе, Вильнюсе, Караганде, Самарканде.… К сожалению, денег за проданные номера никто не видел, так как к тому времени в каждой стране уже была своя валюта, а пересчетом и переводом этих денежных единиц никто не занимался. Поэтому учредители приняли такое решение: при тираже 25 тыс. экземпляров, расходившемся в крае и некоторых городах России, содержать штат в 25 человек невозможно. Попадать в зависимость от спонсоров-доброхотов или теневых финансовых структур они не захотели. В итоге в августе 1994 года вышел последний номер.

Внешнее оформление "45-й параллели" значительно отличалось от многих ее "соседок" по прилавку. В газете (впервые в истории всего региона) было использовано 4 цвета, причем это было еще до компьютерного цветоделения. Возникли новые, оригинальные рубрики: "Из первых рук", "Золотая середина", "Свободный поиск", "Бис!", "Тон-ателье", "Книга судеб", "Гвоздь №", "Великие в шлепанцах" и другие. Позднее некоторые названия рубрик стали использоваться и центральными средствами массовой информации.

Газета имела свое собственное, индивидуальное "лицо", в каждом номере на 1-й полосе помещались тематические фотоколлажи или рисунки.

Реклама в "45-й параллели" всегда подавалась "с улыбкой", не раздражала и не была навязчивой.

В этом издании не существовало четкого разделения на отделы, но все же можно выделить четыре основных: культурный, литературный, отдел переводов и фотоиллюстраций.

Политики как таковой газета не касалась и, тем не менее, в ее материалах четко прослеживалась демократическая направленность.

Публиковала "45-я параллель" отечественные и переводные авторские тексты (печатались отрывки из книги Валерия Перевозчикова "Живая жизнь"); эксклюзивные интервью с известными писателями, артистами, художниками (А. Солженицын, Ю. Никулин, Е. Шифрин, И. Глазунов); беседы с политиками (А. Собчак, Б. Ельцин); почти в каждом номере публиковались стихи молодых поэтов с биографической справкой (М. Фрумкин, Т. Шаов, М. Щекотов). Хорошей традицией стали исторические статьи Германа Беликова о Ставрополе и его жителях.

Журналисты, сотрудничавшие с "45-й параллелью" это и Вячеслав Лобачев, и Борис Смоль, и Виктор Казаков, и Владимир Ларионов, и Евгений Бронский, и Геннадий Прозоров, и Александр Быстрых и многие, многие другие. Их материалы иллюстрировали художники Александр Макушенко, Владимир Ненашев, Генадий Ткаченко, фотографы Александр Волков, Алексей Заморкин, Игорь Кожевников. Газета имела собственных корреспондентов в Москве, Новосибирске, Ленинграде, Ростове, Ялте, Пятигорске, Кисловодске.

Подача информации была очень живой и актуальной. Можно сказать, что "45-я параллель" создавалась для своих современников и в ней говорилось о современниках. В каком-то смысле она фиксировала историю развития культуры начала 90-х годов ХХ века.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх