ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

"Кавказские епархиальные ведомости"

(к 125-летию первого выпуска)

Валерий МИТРОФАНЕНКО

Журнал "Кавказские епархиальные ведомости" - периодический печатный орган религиозно-церковного содержания. Хронологически это третье периодическое печатное издание, появившееся на Ставрополье после "Ставропольских губернских ведомостей" в 1850 году и "Листка для посетителей Кавказских Минеральных Вод" в 1863 году.

Кавказские епархиальные ведомости "Кавказские епархиальные ведомости" увидели свет в 1873 году. Собственно сами "Кавказские епархиальные ведомости" издавались с 1873 года по 1886 год (N 2 вкл.). В 1885 году Кавказская епархия была разделена на три самостоятельные епархии: Ставропольскую, Екатеринодарскую, Владикавказскую и Сухумскую (1). Журнал стал называться "Ставропольские епархиальные ведомости". Под таким названием он выходил с 1886 года (N 3) и по 1917 год. На территории Терской области стал издаваться свой журнал "Владикавказские епархиальные ведомости".

"Кавказские (Ставропольские) епархиальные ведомости" выходили с периодичностью 2 номера в месяц до 1908 года, далее журнал становится еженедельным и число номеров в год увеличивается с 24 до 52.

На Юге России ранее всех стали издаваться "Донские" и "Таврические епархиальные ведомости" - с 1869 года. Екатеринославская епархия организовала выпуск своего журнала в 1872 году. Астрахань, в состав епархиального ведомства которой входила до 1842 года Кавказская губерния, стала выпускать "Астраханские епархиальные ведомости" только в 1875 году. На Ставрополье вопрос об организации своего церковного журнала возник ещё в 1868 году. История его появления связана с Кавказской духовной семинарией. Именно в среде преподавателей этого весьма уважаемого на Кавказе учебного заведения и некоторых городских священников зашла речь о необходимости издания местного периодического печатного сборника религиозно-церковной жизни. Преосвященный Феофилакт, будучи в это время епископом Кавказской епархии, принял активное участие в переводе идеи из области проектов в область практических действий. Прежде всего была подготовлена программа издания "Кавказских епархиальных ведомостей". Кем она была подготовлена - неизвестно. После её одобрения Преосвященным возник вопрос о месте размещения редакции. Наиболее удобным для этого оказалось Ставропольское духовное училище. Редактором "Кавказских епархиальных ведомостей" предполагался смотритель данного учебного заведения. "Преосвященному Феофилакту было желательно, чтобы дело это находилось поближе к нему и редактором было лицо, недалеко живущее от квартиры архиерея, дабы он мог относиться к этому лицу по делам издания во всякое время, не вводя в затруднения ни его, ни себя" (3).

В то время должность смотрителя училища была вакантной. Стало известно, что один из преподавателей семинарии, переехавший в июле 1868 года в г. Ставрополь, ранее преподававший в Саратовской духовной семинарии, был близок к делам издания епархиальных ведомостей и хорошо знал порядок ведения издательских дел. Это был Г: П. Михайловский. Феофилакт предложил ему вместо учительства в семинарии должность смотрителя духовного училища, предполагая, чтобы впоследствии "по исходатайствовании разрешения на издание "Кавказских епархиальных ведомостей" он же принял на себя и хлопоты по изданию, как редактор их"(4). Григорий Петрович согласился, и по представлению епископа Кавказского Феофилакта был избран окружным духовно-училищным съездом на эту должность. После утверждения Преосвященным решения съезда он 28 августа 1868 года приступил к служебным обязанностям. Казалось, что дело по организации издания "Кавказских епархиальных ведомостей" должно было принять более системный характер. Однако начать выпуск журнала ни в 1868 ни в 1869 годах не удалось. В 1870 году вопрос о "Ведомостях" поднялся на епархиальном съезде, участники которого просили "покойного Преосвященного употребить меры к осуществлению общего желания духовенства касательно этого предмета" (5). Феофилакт отвечал, что нужно ещё подождать до полного преобразования семинарии в 1871-1872 годах, когда увеличится число преподавателей, способных быть сотрудниками "Епархиальных ведомостей". Известно, что за несколько недель до своей кончины (епископ Кавказский и Екатеринодарский Феофилакт был погребён в Казанском кафедральном соборе 13 мая 1872 года) (6) он предполагал послать представление в Синод о разрешении издания "Кавказских епархиальных ведомостей" (7). И лишь 19 ноября 1872 года Г. П. Михайловский официально приступил к исполнению обязанностей редактора.

Преосвященный Феофилакт так и не увидел своё детище. Первый номер "Кавказских епархиальных ведомостей" вышел в 1873 году. Его приемник, владыка Герман, вместе с заботой об управлении Кавказской епархией принял на себя заботу о выпуске журнала. В первом же номере, как дань усилиям в деле организации Православного церковно-религиозного периодического издания на Северном Кавказе, были помещены "Воспоминания о Преосвященном Феофилакте" протоиерея В. Ф. Розалиева (8).

Итогом первого года издания "Ведомостей" стало привлечение к литературной деятельности большого числа представителей епархиального духовенства. В редакции собирались материалы, присланные священниками и "даже причетниками". Большая часть их принадлежала к роду проповедей, не имеющих местного интереса. Редакция же нуждалась в получении материалов "о состоянии приходов в религиозно-нравственном отношении, о предрассудках и суевериях народных, о замечательных случаях в пастырской практике и особенно обстоятельные сведения о местных инородцах-нехристианах, раскольниках и сектантах" (9). Однако лишь некоторые из статей могли быть опубликованы, поскольку объём "Ведомостей" не позволял печатать больше. Увеличить же объём журнала было невозможно, т. к. плата за печать в Ставрополе превышала плату в других регионах России почти втрое (10).

"Кавказские епархиальные ведомости" выходили дважды в месяц - 1-го и 16-го числа в объёме от 2 до 2,5 печатных листа. Каждый номер состоял из официальной и неофициальной частей. В официальную часть входили высочайшие повеления, определения Святейшего Синода, распоряжения епархиального начальства, объявления о вакантных местах. Неофициальная часть включала в себя поучения, слова и речи священнослужителей по темам, соответствующим датам православного церковного календаря, исторические сведения о православных храмах и христианстве на Кавказе, отчёты учебных заведений и хронику учительской практики.

Значительное внимание "Ведомости" уделяли освещению миссионерства на Кавказе. В 1873 году в Ставрополе было учреждено братство во имя святого апостола Андрея Первозванного. Миссионерская деятельность Андреевского братства сразу же нашла отражение на страницах журнала. Позднее отчёты о состоянии дел этого общества публиковались ежегодно.

Много места занимали и материалы о благотворительности. С первых же номеров "Ведомости" рассказывали о пожертвованиях в пользу страждущих от голода, о помощи потерпевшим кораблекрушения и др. А со времени учреждения братства св. Владимира (1888 г.) постоянно публикуются материалы о деятельности этой благотворительной организации, которую можно считать основательницей системы социальной защиты населения на Ставрополье. Так уже в 1888 году "Ведомости" публикуют материал об открытии бесплатной столовой для бедных жителей г. Ставрополя (11), в 1889 году - об открытиях убежища для бесприютных детей при Свято-Владимировском братстве, ночлежного дома для бездомных и приюта для престарелых г. Ставрополя (12) и т. д.

Завершался журнал разделом "Разные известия", куда помещались объявления и реклама.

Первый редактор "Кавказских епархиальных ведомостей" Григорий Петрович Михайловский, смотритель Ставропольского духовного училища, коллежский советник, магистр богословия, оставил след в истории редактируемого им журнала и как автор большого числа интереснейших публикаций. Среди них "Материалы для истории Кавказской епархии", "Исторический очерк Ставропольского духовного училища", "Очерк Черноморской Мариинской женской пустыни", "Краткий очерк деятельности епархиальных съездов", "Краткий очерк истории и вероучения духоборцев", "К вопросу о переселенцах" и др. (13). Все эти работы имеют неоценимое значение для изучения истории Ставропольского края и Северного Кавказа. Но в особенности они важны для исследований по истории церкви Кавказской епархии. Подводя итог своей литературной деятельности, Григорий Петрович определял объём опубликованных им работ в 145 статей не считая мелких, что составило 80 печатных листов.

Нужно отметить скромность этого человека. "Среди непрерывных и нелёгких трудов, - говорил он, - ... если я потрудился не особенно заметно, то, думаю, не совсем бесплодно во благо святой церкви" (14). Михайловский возглавлял редакцию "Кавказских епархиальных ведомостей" бессменно до дня своей смерти в 1886 году.

Следующими редакторами официального отдела уже "Ставропольских епархиальных ведомостей" были: с N 3 за 1886 год секретарь Ставропольской духовной консистории А. А. Вишницкий, с N 23 за 1902 год - секретарь консистории П. В. Архангельский, затем с N 2 за 1903 год - В. А. Никитин, с N 13 за 1906 год - вновь П. В. Архангельский, с N18 за 1906 год - Г. В. Гниловской, с N5 за 1907 год - секретарь консистории Н. А. Дивногорский и с 1911 года - секретарь духовной консистории С. А. Малевинский.

В это же время неофициальную часть журнала разновременно редактировали: в 1901-1911 годах - священник К. В. Кутепов, в 1902-1903, 1910-1912 годах - преподаватель П. Е. Глазунов, а с N 52 за 1912 год - преподаватель М. А. Йемена.

Наиболее интересным и плодотворным автором "Ведомостей" после Г. П. Михайловского совершенно определённо можно назвать Д. И. Успенского. Член Русского географического общества и ключарь Ставропольского Казанского кафедрального собора Дмитрий Иванович сотрудничал с журналом на протяжении 18 лет. С Михайловским его связывала совместная работа в духовном училище, где Успенский являлся помощником смотрителя в 1872-1874 годах. Затем он покидает Ставрополь на 13 лет и лишь в 1887 году возвращается обратно. С этого времени и до конца жизни Дмитрий Иванович ведущий публицист "Ставропольских епархиальных ведомостей". Его статьи "Несколько слов о святыне Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря, иконе благоверного князя Михаила Тверского", "Крестные ходы в гор. Ставрополе", "Пятидесятилетний юбилей Фёдора Никифоровича Поспелова", описания "путешествий" ставропольских Преосвященных с целью осмотра епархии и церквей, "Материалы по истории Ставропольской епархии" - большой вклад в изучение истории Ставрополья. Более пятидесяти его разных по объему статей были опубликованы "Ведомостями" с 1887 года по 1905 год. Протоиерей Успенский скончался в 1905 году. В память о нём был помещён некролог (15), где оценивались его заслуги перед Ставропольской церковью. "За многоразличные и полезные труды почивший о. протоиерей удостоился получить награды, присвоенные духовным лицам, до Владимира четвёртой степени" (16). Погребён он был возле алтаря в Кафедральном соборе.

В работе журнала принимали участие такие авторы как В. Щербина "Материалы для истории образования", Ф. Николайченко "Очерк Черноморской женской пустыни", А. И. Васильев "О христианстве среди мусульман на Кавказе", К. Попов "Дневник ставропольского противораскольнического епархиального миссионера", П. Крыжановский "Исторический очерк Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни за 50 лет существования", Г. Ключарёв "Материалы по истории Северного Кавказа" и др. I

"Кавказские епархиальные ведомости" печатали и материалы историко-архивного характера: "Из летописи Покровской церкви г. Ейска", "О церковноприходских летописях" Е. Тимофеевского, "Систематический каталог древлехранилища, учреждённого при Ставропольском церковно-археологическом обществе, за четыре года его существования" и др.

"Кавказские (Ставропольские) епархиальные ведомости" печатались в типографии известного книгоиздателя, владельца книжного магазина в г. Ставрополе М. Т. Тимофеева. Стоила годовая подписка в 1900 году 5 рублей в листах и 5 руб. 50 коп. в брошюрованном виде.

Там же печатались и приложения к "Кавказским епархиальным ведомостям", начиная с 1883 по 1818 год. Издание приложений было вызвано тем, что количество подписчиков с каждым годом росло, а ряд материалов, таких, например, как циркулярные распоряжения Синода и епархиального руководства печатался с первого года издания. Многие обращались в редакцию с просьбой восполнить недостающее. Поэтому в 1883 году решено было издать "Сборник указов Св. Синода и циркулярных распоряжений кавказского епархиального начальства за последнее десятилетие (1873-1883 годы)" (17) в виде приложения к журналу. Позднее приложения были изданы в 1886, 1888, 1899 и 1901 годах, а с 1905 года они стали практически ежегодными. В приложениях печатались такие материалы как "Хлыстовщина в станице Переяславской Кубанской области" И. И. Гревцова (1909 г.), "Журналы заседаний съезда Отцов Депутатов..." (1917 г.), "Миссионерские известия по Ставропольской епархии" (1917-1918 гг.) и т. д. Тираж как приложений, так и журналов зависел от количества подписчиков. Так, например, "Сборник указов..." предполагалось издать в количестве 400 экземпляров. Цена приложения при объёме в 20 печатных листов составляла 1 руб. 75 коп.

В 1907 году был напечатан "Указатель статей неофициальной части Кавказских-Ставропольских ведомостей за 35-летний период времени их издания, 1873-1907 гг." священника С. Я. Никольского.

Известный на Юге России историк и публицист, редактор "Известий Общества любителей истории Кубанской области" Б. М. Городецкий, исследуя периодическую печать на Северном Кавказе, писал в 1913 году о том, что местные "Епархиальные ведомости" издаются по шаблонной малоинтересной программе, установленной Синодом (18). Но являясь ведомственным, журнал ставил определённые цели. И в рамках этих строго очерченных границ он запечатлел почти полувековой период истории в области, которую ни одно другое издание не отражала. В статье "К вопросу об улучшении издания епархиальных ведомостей" (19) журнал объясняет, что для епархиального редакционного дела иногда необходимо идти вразрез с практикой всех периодических изданий, в которых принимаются работы только талантливых авторов. "Пусть - это пастырь и не одарённый блестящим умом; пусть он затруднится написать дельную статью; не в этом дело: подвиг сердца его скажется в тех немногих строках, которые он напишет для редакции от души" (20). Авторы статьи считали, что залогом успеха "Ведомостей" является то, что в основе его целей, как и в основе всякого благого начинания, лежит принцип viribus unitis (объединение усилий). Жизнь прихода, говорится в статье, - это не только внешние впечатления от открытия школ, молебнов, споров с раскольниками, это - психологические настроения народной массы, её религиозные интересы, цели жизни, законы, которым она подчиняется. "Всё это такой материал, который, по обнародовании, мог бы служить источником для получения сведений о жизни целого края" (21).

Занимаясь исследовательской работой в целом ряде областей гуманитарного направления, невозможно не использовать в качестве источника данное периодическое издание. История, педагогика, благотворительность, философия, хозяйственные вопросы - всё нашло отражение в этом церковно-религиозном журнале.

История самого журнала - это отдельная страница истории культуры Ставропольского края. Создатели "Ведомостей" заботились об объективном отражении действительности. Они завещали потомкам свои труды. Наша задача вернуть славные страницы прошлого и воссоздать то, что являлось характерной особенностью великой русской культуры. Мы должны озаботиться возвращением на полки наших архивов и библиотек утраченных книг и журналов.

Вот перечень годов издания "Кавказских епархиальных ведомостей", номеров которых сегодня в Государственном архиве Ставропольского края не найти: 1873-1874, 1877-1879, 1881, 1884, 1886, 1892-1893, 1895-1905, 1907-1908, 1910, 1917-1918. В библиотеке им. Лермонтова отсутствуют подшивки за 1874-1885, 1917-1918 гг. Но и это ещё не всё. Среди имеющихся в наличии подшивок многие страницы утрачены, а порою целые номера и даже несколько номеров. Так, например, "Кавказские епархиальные ведомости" за 1875 год не имеют страницы с 54 по 65 и со 117 по 180 (N 3-5); 1876 год-с 39 по 50; 1880 год-с 707 по 716; 1883 год-N8 и т. д.

Думается, что назрел вопрос в создании общественного объединения по возвращению утраченных Ставропольем книг. Разрозненно эту работу проводят как ведомства, так и частные лица. Для того, чтобы собрать в наши архивы и библиотеки всё о Ставрополье и Северном Кавказе нужно не распыляться. Начать можно с "Кавказских епархиальных ведомостей" в честь их 125-летия. Книжный фонд необходимо разместить в Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеке .им. М. Ю. Лермонтова как инициатора выпуска "Ставропольского хронографа". В основе возрождения культурных традиций нашего края, как и в основе всякого другого начинания лежит всё тот же принцип - viribus unitis.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. - М.; Пятигорск, 1992. - С. 141.

2 Периодические издания Ставропольского края, 1850 -1916 .-Ставрополь, 1988.-С. 7-8.

3 Архангельский А. В. Слово при погребении смотрителя Ставропольского духовного училища, коллежского советника, магистра богословия Григория Петровича Михайловского // Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1886. - С. 170.

4 Архангельский А. В. Слово при погребении смотрителя Ставропольского .духовного училища, коллежского советника, магистра богословия Григория Петровича Михайловского // Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1886. - С. 171.

5 Кавказ, епархиальные ведомости.-Ставрополь, 1873.-С. 232.

6 Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. Указ, соч., с. 137.

7 Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1873. - С. 232.

8 Розалиев В. Ф. Воспоминания-о Преосвященном Феофилакте // Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1873. - С. 26-29.

9 Кавказ. епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1874.-С. 23.

10 Там же.

11 Кавказ, епархиальные ведомости.-Ставрополь, 1888.-С. 430.

12 Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1889.

13 Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1873 - 1886.

14 Архангельский А. В. Слово при погребении смотрителя Ставропольского духовного училища, коллежского советника, магистра богословия Григория Петровича Михайловского // Кавказ, епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1886. - С. 206.

15 Ставроп. епархиальные ведомости. - 1905. - С. 810.

16 Там же, с. 811.

17 Кавказ. епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1882. - С. 682.

18 Городецкий Б. М. Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе // Известия Общества любителей истории Кубанской области. - Екатеринодар, 1913. - Вып. 6. - С. 118.

19 Кавказ. епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1899. - С. 739-741.

20 Там же, с. 740.

21 Кавказ, епархиальные ведомости.- Ставрополь, 1899. - С. 740.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Кавказские епархиальные ведомости. За 1873 - 1885 гг. - Ставрополь: Тип. губ. правл., 1873-1885.

Издавались с 1873 года по утвержденной Св. Синодом программе. Редакция помещалась при духовном училище около архиерейского моста. Редакторы первого номера за 1873 год: Г. Михайловский и И. Спасский.

"Ставропольские епархиальные ведомости": Выходит два раза в месяц, с 1908г. еженед. За 1886- 1918 гг. - Ставрополь: Тип. Т. М.Тимофеева, 1886-1918.

1886- N3-24.

1887-1907 - по 24 номера в год.

1908-1916 - по 52 номера в год.

1917-1918.

Указ, содерж.: за 1901-1907 - годовые указатели.

Беляева Л. Н., Зиновьева М. К., Никифоров М. М. Библиография периодических изданий России, 1901-1916: В 4 т. / М-во культуры РСФСР; Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; Под общ. ред. В. М. Барашенкова. - Л.: Тип. ГПБ, 1958-1961.

Т. 2. - 1959.-С. 331.

Из содерж.: Миссионерские известия по Ставропольской епархии. С 19-12 г. подзаг.: Еженедельный листок. Приложение к "Ставропольским епархиальным ведомостям". - Ставрополь. 1911 - 1916. Ред. номера подпис. С. Я. Никольский, прот., епарх. миссионер-проповедник; с N 20 за 1916 г. (миссионерский совет).

1911 - с 8-1 по 24-ХИ 50 ненум. вып.

1912-1915 - по 52 номера в год.

1916 -N1 (10-1) -N 30 (18-XII).

Т. 3.-1960.-С. 294.

Из содерж.: Ставропольские епархиальные ведомости. - Ставрополь, 1901-1916. Продолж. Первый год издания 1886 (Лисовский), 2 раза в мес.; с 1908 еженед.

Ред. офиц. отд. А. А. Вишницкий, секр. консист.; с N 23 за 1902 - П. В. Архангельский, секр. консист.; с N 2 за 1903 - В. А. Никитин; с N 13 за 1906 - П. В. Архангельский; с N 18 за 1906 - Г. В. Гниловской; с N 5 за 1907 - Н. А. Дивногорский, секр. консист.; с 1911 - С. А. Малевинский, секр. консист. Неофиц. отд. разновременно: К. В. Кутепов. свящ., 1901-1911; П. Е. Глазунов, препод., 1902-1903, 1910-1912; с N 52 за 1912 - М. А. Чемена, препод.

1901-1907 - по 24 номера в год.

1908-1916 - по 52 номера в год.

Прилож.: 1901-1912 - отчеты о состоянии епарх. училищ и церковноприходских школ, о деятельности Комитета православ. миссионерского о-ва, журналы съездов духовенства (1901-1911 гг.), личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Ставропольской епархии (1901-1902), сведения о состоянии миссии Ставропольской епархии (1907) и др. церковно-ведомственный материал.

1911 - 1916 - миссионерские известия по Ставропольской епархии.

Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати, 1703-1900. -Пг., 1915. - С.299.

Периодические издания Ставропольского края, 1850-1916/Ставроп. гос. краев. науч. универс. б-ка им. М. Ю. Лермонтова. Сост. Т. И. Фунтикова. - Ставрополь, 1988. - 51с.

Из содерж.: "Кавказские епархиальные ведомости". - С. 7; "Ставропольские епархиальные ведомости". - С. 9.

Никольский С. Я. Указатель статей неофициальной части "Ставропольских епархиальных ведомостей" за 35-летний период времени их издания. 1873-1907 гг. - Ставрополь: Типолит. Т. М. Тимофеева, 1907. - 109 с.

Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М.; Пятигорск: Б. и., 1992. -192с.

С. 138-141: [В 1873 г. по инициативе Преосвященного Феофилакта было начато издание "Кавказских епархиальных ведомостей"].

Городецкий Б. М. Очерк развития русской периодической печати на Северном, Кавказе. - Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правд., 1914. - 94 с.

С. 17, 46: [Об издании "Епарх. ведомостей"; о "Ставропольских епархиальных ведомостях"].

К вопросу об улучшении издания епархиальных ведомостей // Ставроп. епарх. ведомости. - 1899. - N 14. - 16 июля. - С. 739-740;

Орудина Л. Г. Дореволюционная периодика Ставрополья и ее библиография // Публицистика Дона и Северного Кавказа. - Ростов н/Д., 1979. - С. 152-158. - Библиогр.: 6 назв.

Слуцкая С. А. "Епархиальные ведомости" как тип краеведческого издания и источник библиографической информации // Методические и исторические аспекты краеведческой библиографии: Сб. / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1993. - С. 80-105.

Слуцкая С. А. Издания русской православной церкви как источник краеведческих изысканий // VII научная конференция по проблемам книговедения. Секция истории книги (до начала XX в.): Тез. докл. - М., 1992. - С. 51-52.

Слуцкая С. А. Краеведческая издательская и библиографическая деятельность русской православной церкви (вторая половина XIX в. - 1918 г.): Автореф. дис. ...канд. пед. наук / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1993. - 16 с.

С. 10: ["Ставропольские епархиальные ведомости"].

Слуцкая С. А. Научно-исследовательская и издательская деятельность церковно-краеведческих организаций // Смышляевские чтения. Октябрь 1992: Тез. сообщ. -Пермь, 1992.- С. 16-18.

Слуцкая С. А. Русская православная церковь в трудах краеведческой библиографии // VII научная конференция по проблемам книговедения. Секция библиографоведения: Тез. докл. - М., 1992. - С. 51-52.

Слуцкая С. А. "Ставропольские епархиальные ведомости" как источник по истории Кубани // Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения: Тез. докл. науч. конф. - Краснодар, 1992. - С. 104-107.

Слуцкая С. А. Церковное краеведение // Юго-полис. - 1993. - N 3. - С. 57.

О "Ставропольских епархиальных ведомостях", выходивших с 1873 года.

Источник: "Ставропольский хронограф", 1998 г.

По теме:
• Подвиг сердца скажется в строках

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх