ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Подвиг сердца скажется в строках

Ольга МАКАРОВА

Первые периодические издания Русской православной церкви появились в начале XIX столетия. На Юге России ранее всех стали издаваться "Донские епархиальные ведомости" и "Таврические епархиальные ведомости" (1869 г.). В Ставропольской епархии в кругах духовенства и преподавателей семинарии и церковно-приходского училища речь о необходимости своего печатного органа велась с 1868 года.

Кавказские епархиальные ведомостиВ 1868 г. в Ставрополь из Саратова на должность учителя семинарии был переведен священник Григорий Петрович Михайловский, который уже имел опыт работы в "Саратовских епархиальных ведомостях". Тогдашний епископ Кавказский Феофилакт, живо сочувствовавший идее издания православного журнала, предложил ему принять на себя вместо учительства в семинарии должность смотрителя в Ставропольском духовном училище и впоследствии, по получении разрешения на издательство журнала "Кавказские епархиальные ведомости", взять на себя и хлопоты по их редактированию.

После съезда епархии в 1872 г. Г. Михайловский официально назначается редактором будущего журнала. Тогда же в ноябре 1872 года выходит обращение к духовенству Кавказа "От редакции "Кавказских епархиальных ведомостей". Здесь были определены главные задачи издания, которые состояли в "пособии успехам пастырской деятельности кавказского духовенства, в возбуждении его энергии к делу религиозно-нравственного усовершенствования паствы, в содействии духовному просвещению народа". Для достижения этой цели требовалось, в свою очередь, "знакомство с различными условиями быта местного народонаселения, с местными нравами, обычаями и верованиями".

Таким образом, после утверждения Синодом 1 января 1873 года увидел свет первый номер первого православного журнала на Кавказе, который на протяжении почти полувека будет затем основным изданием РПЦ во всей Кавказской епархии, занимавшей современную территорию Ставропольского и Краснодарского краев, части Ростовской области, Республики Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Ингушетии, Дагестана, Чечни и Абхазии.

Первые номера "Кавказских епархиальных ведомостей" не сохранились. Выпуски, с которыми можно познакомиться сегодня, датированы начиная с 1875 года и хранятся в Государственном архиве Ставропольского края и в отделе редкой книги краевой универсальной библиотеки.

Структура "Ведомостей" оставалась неизменной на протяжении всего сорокапятилетнего срока существования журнала. Первым был официальный отдел, из которого местное духовенство получало информацию о крупных и мелких распоряжениях вышестоящей власти по самым разным вопросам РПЦ. Информация подобного рода была весьма востребована постоянными читателями "Ведомостей" - священно-служителями. Позже возникла потребность в издании специальных приложений к журналу.

Неофициальный отдел "Кавказских епархиальных ведомостей" не блистал жанровым разнообразием. В основном здесь публиковались всевозможные "слова" ("Слово на Новый год" протоиерея Розалиева, "Слово в День Рождества Пресвященной Богородицы" протоиерея В. Стрепетова, "Слово в День Рождества Христова" и многие другие), проповеди, наставления, в том числе такие, как "Наставление для спасения утопающих", № 1, 1875 год.

Кроме проповедей и Слов, "Кавказские епархиальные ведомости" содержат некоторые статьи, претендующие на научно-публицистический стиль. Таковы "Поселения православных инородцев в пределах Епархии" Г. Михайловского в № 1, 2 1876 г., "Присоединение к православию семейства чехов" неизвестного автора в № 10 за 1876 г. и т.д. Привлекает внимание в ряду таких статей "Анализ Корана по основным вопросам вероучения и нравоучения" А. Гассиева. Сопоставляя православное христианское учение и ислам, автор убедительно развивает мысль о сходстве обеих религий по основным положениям и о необходимости не только непротивостояния, но единения православных и мусульман.

"Кавказские епархиальные ведомости" терпимо и даже с пониманием относились к другим традиционным религиям на Кавказе. Но вот против чего выступал журнал абсолютно непримиримо, - это раскольничьи секты. Материалы на тему несостоятельности и вредности "шалопутских сект" есть почти в каждом номере.

У "Ведомостей" постепенно вырабатывается свой "штат" постоянных сотрудников. Среди них можно назвать, помимо Г. Михайловского, протоиерея Розалиева, И. Протопопова, священника В. Щеглова, М. Воинова, И. Руднева, В. Стрепетова, С. Тимофеевского, К Затонского, И. Соловьева, И. Руткевича, Т. Касилова и других.

В поисках материалов "Ведомости" чаще всего обращались к местному духовенству.

В статье "К вопросу об улучшении издания "Епархиальных ведомостей" показывалось, что для редакционного дела конфессиональной прессы иногда необходимо идти вразрез с практикой редакций всех периодических изданий, в которых принимают работы только литературно одаренных авторов: "Пусть этот пастырь и... затрудняется написать дельную статью, не в этом дело; подвиг сердца его скажется в тех немногих строках, которые он напишет для редакции от души". Издатели полагали, что залогом успеха "Ведомостей" являлось то, что в основе его, как и в основе всякого благого начинания, лежал принцип viribus unitus (объединение усилий). Как прокомментировал значение журнала один из современных исследователей, "жизнь прихода - это не только внешние впечатления от открытия школ, молебнов, споров с раскольниками, это - психология настроения народной массы, ее религиозные интересы, цели жизни, законы, которым она подчиняется... Все это такой материал, который по обнародовании мог бы служить источником для получения сведений о жизни целого края".

Источник: "Ставропольская правда", 20 апреля 2001 г.

По теме:
• "Кавказские епархиальные ведомости" // к 125-летию первого выпуска

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх