ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Радист личного врага Гитлера

Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО

Недавно жителю Буденновска Михаилу Ивановичу Коробейникову исполнилось 80 лет. Отмечая его юбилей, горожане отдали должное и военной молодости ветерана. А она у него необыкновенная - ведь Михаил Иванович служил на легендарной подводной лодке С-13, которой командовал личный враг Гитлера, прославленный капитан Александр Маринеско. А Михаил Иванович был радистом на этой субмарине, участвовал во всех боевых походах и стал непосредственным свидетелем подвигов экипажа, принесших ему мировую славу. На счету подводников С-13 четыре потопленных судна противника общим водоизмещением в 52 тысячи тонн. Такого успеха не добивался никто в Советском Союзе за годы Великой Отечественной войны.

Из всех подводных лодок серии «С» до наших дней сохранилась всего одна. Под номером С-56 она стоит во Владивостокском морском порту, и во время службы на Дальнем Востоке мне не раз доводилось бывать на ее борту, смотреть в перископ на бухту Золотой Рог и догадываться, в каких нелегких условиях несли вахту военные моряки во время боевых походов.

Лодка С-13, на которой служил Михаил Иванович Коробейников, этой же серии, поэтому нам легко было понимать друг друга с полуслова. Память у ветерана прекрасная, и он до сих пор помнит по имени-отчеству всех, с кем служил на Балтике. Здесь действовало тринадцать подлодок серии «С». Но до победы уцелела лишь одна - С-13 под командованием капитана третьего ранга А. Маринеско. Из всего экипажа С-13 до наших дней дожил только М. Коробейников.

НАША СПРАВКА. Заложена лодка была в 1938-м, а вступила в строй в 1941 году. Водоизмещение ее 837 тонн, скорость до 20 узлов. В 1942 году она потопила финский транспорт «Гера» и финский пароход «Юсси Х», в 1945 году - немецкие транспорты «Вильгельм Густлов» и «Генерал Штойбен», повредила еще два судна. Награждена орденом Красного Знамени. В 1954 году выведена из боевого состава, затем расформирована и разделана на металл.

Михаил Иванович детально помнит походы в зимнюю пору 1945 года еще и потому, что на борту он вел дневник, в котором фиксировал все торпедные атаки С-13. А это происходило под непрерывными взрывами глубинных бомб противника, поставившего перед собой цель - найти и уничтожить дерзкий русский экипаж.

Сложность тех походов была еще и в том, что немцы закрыли минными заграждениями заливы, фьорды, форватеры. Плавание для судов, тем более подводных, было смертельным. Форватеры для выхода из Финского залива были не только заминированы, но и перекрыты противолодочными сетями.

- Чтобы прорваться сквозь них, нужно было иметь талант подводника, - вспоминает М. Коробейников. - А наш командир, Александр Иванович Маринеско, им обладал. Он очень большое внимание уделял боевой подготовке матросов и офицеров, готовности артиллерии и торпедного вооружения. Это всегда помогало нам прорываться сквозь блокаду надводных кораблей противника и уходить от погони.

В 1944 году часть советских подводных лодок была перебазирована в финский город Турку, откуда С-13 и совершала свои легендарные походы. Михаил Иванович пишет в дневнике: «11 января 1945 года снялись со швартовых от финского корабля и в 10 утра ушли в боевой поход». И далее: «13 января стою на радиовахте. Передал сообщение о занятии позиции в Данцигской бухте».

Здесь уместно напомнить, что во время отдыха в Турку капитан Маринеско сходил на берег, где «размагнитился», за что командование решило отправить его в боевой поход, чтобы он мог искупить свою вину. Напутствуя А. Маринеско, командир дивизионных подводных лодок А. Орел сказал: «Иди, Саша, и без победы не возвращайся. Иначе - не простят». Но, конечно, А. Маринеско шел в поход не для того, чтобы вымаливать прощение, а чтобы уничтожать врага.

Площадь участка, который предстояло контролировать С-13, была огромной, занимала 150 миль в ширину и 40 в длину. Это затрудняло поиск объектов для атак. В связи с этим А. Маринеско решил маневрировать ближе к банке Штольце - Банк, откуда легче было контролировать все пути движения немецких кораблей.

ВСЕ последующие дни шел поиск целей, однако море очень сильно штормило, и лодка легла на грунт, на глубину 50 метров. Следующая запись сделана 23 января, когда С-13 вела поиск противника как днем - на перископной глубине, так и ночью, в надводном положении.

22 и 23 января были зафиксированы взрывы глубинных бомб, всю последующую неделю стояла тишина. Однообразие давило экипаж, и лишь 29 января ночью вахтенный офицер заметил вдали затемненные огни неизвестного судна. Маринеско решил атаковать, но лодку обнаружили корабли сопровождения, и пришлось срочно погружаться. Маринеско понял, почему корабли противника периодически бомбили море. Стало очевидным, что готовится важнейший морской переход немцев. Эта догадка была подтверждена шифровкой, полученной радистом М. Коробейниковым. В ней командир подводных лодок сообщал о возможном бегстве противника морем из Данцига и Кенигсберга. Экипаж перешел на постоянную боевую готовность. Боевые события назревали, и 30 января командир принял решение войти в бухту Данцига.

Матрос М. Коробейников пишет в своем дневнике, что лодка произвела несколько торпедных залпов, их бомбят глубинными бомбами, но, главное, потоплен крупный немецкий транспорт. Тогда они и представить не могли, что этим навсегда обессмертили себя.

А вот что стояло за короткой записью в дневнике краснофлотца М. Коробейникова. Цель была обнаружена 30 января в 21 час. 10 минут на широте 5522 и долготе 1811. Маринеско решил сблизиться с нею, чтобы выбрать оптимальный вариант торпедной атаки. На море был шторм, и о подводном сближении не могло быть и речи. С-13 была переведена в режим полупогруженного состояния, когда на поверхности моря остаются ходовой мостик и верхняя часть палубы. Лодка резко пошла на курс сближения с обнаруженными огнями противника. По шуму винтов акустик определил, что предположительно идет крейсер. Экипаж понял, что цель найдена и будет атака. Вызванный наверх наблюдатель определил, что по курсу идет миноносец, а за ним огромный корабль.

Маринеско делает вывод, что раз корабль идет под усиленной охраной, значит, выйти в атаку с моря очень рискованно. Можно атаковать со стороны берега, но, если лодку обнаружат, от гибели ей не уйти - слишком малые глубины. На скорости 18 узлов в надводном положении С-13 пытается настичь вражеский транспорт. Дизели были переведены на форсированный режим работы. Погоня продолжалась. Наконец, С-13 миновала форштевень транспорта, он начал отставать. Приближался момент атаки. В 23 часа 8 минут А. Маринеско отдает команду: «Аппараты, пли!». Три торпеды понеслись к громадине фашистского транспорта.

Возмущенные дерзостью нападения, немецкие корабли конвоя обнаружили С-13 и начали наносить удары глубинными бомбами. Тяжелейший бой продолжался более четырех часов. За это время на лодку сбросили 240 бомб. Экипажу повезло, что А. Маринеско оказался великолепным тактиком ведения подводного боя, и в 4 часа утра 31 января С-13 оторвалась от преследования. Были пополнены запасы воздуха, и лодка легла на грунт на глубине 80 метров. Тут же, прямо на дне моря, вспоминает Михаил Иванович, А. Маринеско обошел все отсеки, поздравил каждого члена экипажа с победой. В честь этого всем были выданы ветчина, горячая картошка, какао и вино.

НАША СПРАВКА. Потопленный фашистский лайнер «Вильгельм Густлов» имел водоизмещение 25484 тонны. На нем были оборудованы личные апартаменты Гитлера. Его длина равнялась 208 метрам, ширина - 23,5 метра. Лайнер служил учебной базой для высшей школы подводников. В момент атаки С-13 на его борту находились экипажи обученных подводников, всего 3700 человек, чиновники, генералы и высший офицерский состав. Помимо этого, было более 6 тысяч эвакуированных. Торпедная атака Александра Маринеско уничтожила 70 экипажей для новых подводных лодок. Вот почему он был объявлен личным врагом Гитлера и Германии.

Ночью 9 февраля С-13 топит еще один военный немецкий корабль «Генерал Штойбен» с экипажем в 356 человек и 3600 фашистами, перебрасываемыми для обороны Берлина. За этот второй подвиг экипаж и командир тоже получили боевые награды.

Вернувшись на базу в Турку, подводники С-13 из финских газет узнали о значимости своих побед в море. За один поход они уничтожили 8 тысяч гитлеровцев, да еще каких. Отборные офицеры, первоклассные специалисты, эсэсовцы, генералы. Это полноценная дивизия. История нашего подводного флота не знала, чтобы кто-то еще, кроме экипажа С-13, топил целую дивизию в море.

ЧЕРЕЗ ГОД исполнится 60 лет со времени легендарного похода С-13. Михаил Иванович Коробейников признался, что сейчас очень много работает, он намерен написать книгу о своем командире Александре Ивановиче Маринеско и товарищах-подводниках. Знать, крепка закалка у моряка, живущего ныне в одном из городских микрорайонов Буденновска.

Источник: "Ставропольская правда", 20 ноября 2003 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх