ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Если погибну - погибну честным

Елена ГРОМОВА,
сотрудник Государственного архива Ставропольского края

Марк Васякин «Ахтунг! В воздухе Ту-2! В воздухе ас Васякин!», - эти предупредительные выкрики немцев раздавались в эфире, когда в небе появлялись самолеты полка пикирующих бомбардировщиков подполковника Васякина.

Это имя хорошо известно на Ставрополье. Именем Марка Васякина названа одна из улиц краевого центра. О его жизни и подвиге рассказывают документы, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края.

Марк Павлович Васякин родился в 1908 году в Ставрополе. Воспитывался в детском доме, так как рано остался сиротой. Четырнадцатилетним подростком пришел в школу ФЗО, созданную при типографии «Пролетарий» краевого центра, изучать ремесло полиграфиста.

Марк Васякин В ноябре 1923 года при типографии создается первый в городе пионерский отряд. Марку Васякину доверили стать его вожатым. О жизни отряда, полной юношеской романтики, с песнями, походами, ночевками в лесу у костра, концертами на предприятиях и в воинских частях, об организаторе славных дел Марке Васякине рассказал в своей книге «Взвейтесь кострами, синие ночи...», вышедшей в 1975 году, бывший юный барабанщик Александр Кононов. Вот как рисует он портрет любимого всеми вожатого: «Небольшого роста, с копной густых русых волос, с неизменной улыбкой, с ямочками на подбородке и щеках. Когда он испытывал неловкость, то на щеках сквозь веснушки непроизвольно проступал румянец. Кто однажды видел это лицо, тот надолго сохранял его черты в своей памяти».

Пролетели три с половиной года увлекательной жизни отряда. Марк Васякин уезжает в Ростов, где заканчивает рабфак. Пытливый ум зовет его дальше. И он поступает в Московский государственный университет им. Ломоносова на факультет международных отношений. На втором курсе он был включен в группу ученых по сбору материалов по истории дипломатии России. Казалось, впереди карьера дипломата.

Марк Васякин Но бывает, что непредвиденные обстоятельства в одно мгновение могут направить течение жизни по новому руслу. В те времена молодежь штурмовала воздушную стихию. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор, нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» - эти слова из популярной песни характеризуют всеобщий настрой тех лет.

В 1932 году по призыву комсомола М. Васякин идет в авиацию, оставляя учебу в МГУ. Позже в автобиографии он напишет: «Я никогда не раскаивался в том, что сменил стены университета на стены авиаучилища».

Марк Васякин едет в Качинскую школу летчиков имени Мясникова под Севастополем. Романтичность профессии захватывает его, он упорно овладевает искусством пилотирования. В результате заканчивает училище с такой аттестационной характеристикой: «...По технике полетов и личным качествам может быть летчиком-испытателем». Учителя точно определили будущее М. Васякина: он стал известным испытателем и высококлассным летчиком. Его направляют в конструкторское бюро Андрея Туполева испытывать новые машины.

...Началась война с белофиннами. На самолете СБ Васякин совершил 23 боевых вылета. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны капитан Васякин имел солидную школу участия в боевых действиях. С первых дней войны он в рядах защитников Родины.

Уже 3 августа 1941 года Совинформбюро сообщало: «В течение 2 августа в воздушных боях нашей авиацией уничтожен 31 самолет противника. Наши потери - 19 самолетов. Три советских бомбардировщика, пилотируемых Васякиным, Богатовым и Лазо, обнаружили вражеский аэродром. 10 немецких самолетов подожжены и около полутора десятков самолетов повреждены».

Еще не раз в ходе войны о действиях эскадрильи капитана Васякина и его подчиненных будет сообщаться в сводках Совинформбюро, а также во фронтовой и центральной печати.

В аттестации того времени сказано: «...Достоин быть назначен на должность командира авиаполка и присвоения звания «майор» вне очереди». За ратные подвиги Марк Васякин представлен к награждению орденом Ленина.

Осенью 1941 года Марка Павловича отозвали с фронта и прикомандировали к научно-исследовательскому институту ВВС. Стране нужны были самолеты, и испытывать их должны боевые летчики. Андрей Николаевич Туполев, узнав о переводе майора Васякина с фронта, пишет в управление кадров ВВС письмо с просьбой направить его в свое ОКБ. Просьба А. Туполева была удовлетворена. И вот снова испытательные полеты. В них помогает Марку Васякину не только боевой опыт, но и инженерное образование. Еще до войны он без отрыва от военной службы окончил инженерный и командный факультеты Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

Работа испытателя, как и на фронте, связана со смертельным риском. Однажды на испытании машины сорвало крышку кабины летчика. Во время другого полета отказали оба двигателя, и летчик вынужден был срочно приземлиться на поле. Четырнадцать раз в аварийной обстановке Васякин производил посадки самолета, спасая экипаж и саму машину. Не раз в чрезвычайных ситуациях ему давали команду - оставить самолет и воспользоваться парашютом. Но летчик-испытатель прежде всего думал о том, как сохранить самолет для дальнейшего усовершенствования.

Наконец, наступил день, когда государственная комиссия приняла Ту-2 с хорошей оценкой. По тем временам это была замечательная машина. Бомбардировщик при весе 13 тонн имел скорость до 550 километров в час. Орден Красного Знамени стал заслуженной наградой летчика-испытателя М. Васякина.

После завершения испытательных полетов он постоянно просит членов государственной комиссии, занимающихся формированием полка, поручить командование ему. Отпускать на фронт Марка Павловича не хотят, но он все-таки добивается своего.

Полк новых машин, возглавляемый М. Васякиным, проделал путь из Сибири, где находилось эвакуированное ОКБ, до линии фронта. Это было серьезное испытание на дальность полета, пройденное блестяще.

В составе Ленинградского фронта, на Карельском перешейке, где дислоцировался полк, начались боевые вылеты. О результатах каждого из них сообщалось непосредственно в Ставку. Такое большое значение придавалось в то время новому полку.

В отдельные дни приходилось подниматься в небо по три-четыре раза. И всегда ведущий колонны - сам командир полка, теперь уже подполковник Васякин. 2535 часов боевых вылетов было на его счету.

В перерывах между боями командир пишет историю своего полка, бережно фиксируя подвиги друзей-летчиков. Кстати, успешное выполнение боевого задания командования Ленинградского фронта было вознаграждено по достоинству: орден Кутузова украсил знамя полка, орден Суворова - грудь командира.

В июне 1944 года полк перебазируют на Белорусский фронт. 27 июля получено очередное задание: уничтожить железнодорожный узел станции Митава г. Ялгава в Латвии. Боевая задача, как всегда, была выполнена. На аэродром не вернулся только экипаж Васякина. Как рассказали очевидцы, его самолет был подбит истребителем противника. Видя надвигающуюся катастрофу, командир приказал: «Немедленно покинуть машину». В последнюю минуту выбросился с парашютом и сам Васякин, но, обнаружив, что к месту их приземления уже бегут немцы, захлестнул себе на шее стропы и погиб. Еще раньше он предупреждал друзей, что в плен не сдастся.

Весть о гибели командира стала ошеломляющей. В полку его очень любили. Энергичный, волевой, он вселял в подчиненных уверенность в свои силы. Сам являлся примером высокого профессионального мастерства и отваги. Был обаятелен, всегда жизнерадостный, веселый, шуткой и острым словцом в тяжелые минуты мог поднять боевой дух. «Батька» - так любовно называл Марка Павловича весь личный состав полка. И вот теперь его не стало. На митинге «васякинцы», как называли себя летчики 12-го полка бомбардировщиков, поклялись быть достойными памяти своего командира. Полковой фотограф изготовил его фотографии, с которыми каждый вылетал на новое задание. Так Марк Васякин «дошел» до Берлина со своими товарищами.

9 мая 1959 года газета «Ставропольская правда» поместила на своих страницах очерк «Крылатый витязь Ставрополья». Это было первое сообщение о гибели М. Васякина, полученное земляками. А. Кононов, о котором упоминалось выше, прочитав очерк, задался целью увековечить имя друга. За восемнадцать лет неутомимого поиска он нашел семью М. Васякина - в Железноводске жили его жена, дочь, сестра. Он вел переписку, встречался с членами отряда, в котором Марк был вожатым, с его однополчанами, сотрудниками ОКБ Туполева, посетил авиаполк, которым командовал М. Васякин. Александр Федорович вел также общественную работу, выступал в периодической печати, выпустил книгу, посвященную другу. И даже вылепил бюст Марка, который подарил музею авиации имени Н. Е. Жуковского. Стараниями А. Кононова одна из улиц в Северо-западном районе Ставрополя носит имя Марка Васякина.

В 1969 году это имя присвоено и дружине школы № 9. На территории школы был установлен памятник, созданный А. Кононовым. Экспозиция школьного музея рассказывала о жизненном пути и геройском подвиге летчика М. Васякина.

К сожалению, в перестроечные времена памятник во дворе школы был снесен, музей разорен.

Слава богу, пришло время «собирать камни». В дни подготовки к 60-летию Победы, как сообщила нынешний директор гимназии № 9 В. Сапунова, в школьном музее собрана новая экспозиция, посвященная Марку Васякину.

В одном из писем жене, Маргарите Генриховне, Марк Васякин писал: «...Стихия боя, упоение местью спасет мою душу и тело. И даже если я погибну - я погибну чистым и честным перед Родиной, совестью личной, моралью общественной и памятью перед тобой, дорогая жена моя...».

Фото из фондов архива.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 7 мая 2005 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх