ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Гибель «Армении»

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ

65 лет назад, в ноябре 1941 года, на Черном море произошла одна из самых страшных трагедий: был потоплен теплоход «Армения», на борту которого находилось, по разным данным, от пяти до семи тысяч человек. Случилось это в 25-30 милях от Ялты.

Один из наших земляков был очевидцем произошедшего – по долгу службы он провожал в последний рейс обреченное судно. Самого этого человека, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова давно нет в живых. Но хорошо известна его боевая биография, в том числе и та ее часть, которая связана с первыми, самыми тяжелыми месяцами Великой Отечественной войны.

Именно в этот период капитан первого ранга И. Бурмистров был назначен старшим морским начальником Феодосии. Неизбежность занятия врагом города была очевидной. Иван Алексеевич делал все возможное и невозможное для того, чтобы эвакуировать, в основном морским путем, максимальное число организаций, учреждений, населения. В самый критический момент, когда Феодосия по существу была уже сдана, офицер-подводник решился на смелый и отчаянный шаг: сформировал из беспорядочно отступавших подразделений Приморской армии батальон и с боем прорвался с ним в Ялту.

Доложил о себе в штаб по связи, которая еще работала, и получил команду: немедленно приступить к тем же обязанностям, которые были возложены на него в Феодосии…

В памяти А. Бурмистрова, сына Ивана Алексеевича, сохранились воспоминания отца об этих трагических событиях (Анатолий Иванович, кстати сказать, приводит их в своей книге «Флагман», изданной в конце прошлого века).

- Ялта тоже была обречена, - говорит А. Бурмистров. – Отец прибыл туда 3 ноября. Как он рассказывал, город был окутан дымом, раздавались взрывы, шла перестрелка. 6 ноября, практически уже ночью, в порт вошел теплоход «Армения».

Уточним: это было туристическое судно, еще недавно совершавшее круизные плавания и рассчитанное не более чем на полторы тысячи пассажиров. Когда же этот красавец-теплоход, ставший огромным плавучим госпиталем, пришвартовался в Ялте, на его борту уже находилось около трех тысяч раненых защитников Севастополя, медицинский персонал военно-морского госпиталя главной Черноморской военно-морской базы. А в Ялте началась дополнительная погрузка - в первую очередь раненых, а потом… потом уже всех, кто собрался на причале, кто не хотел, боялся оставаться в оккупированной Ялте. Кроме того, были еще эвакуированные из Симферополя…

- Наступило утро 7 ноября, - продолжает Анатолий Иванович. - Отец находился рядом с капитаном «Армении» капитан-лейтенантом Владимиром Яковлевичем Плаушевским. Посоветовал ему продержаться день в порту и выходить по темноте: днем опасно. «Не могу, - ответил тот, - получил радиограмму из штаба: отшвартовываться сразу после завершения погрузки. Я уже загрузился. Да к тому же вы сами прекрасно знаете, что немцы вот-вот будут в городе. Так что будем выходить. Мы же обозначены как санитарное судно».

Что мог на это сказать тот, кто хорошо знал о фашизме еще с испанских событий! Но права на приказ у него не было. Вздохнув, благословил капитана на удачу. Попрощавшись, перебрался на один из катеров, сопровождавших теплоход.

Утро выдалось ненастным. Это вселяло надежду на то, что все обойдется. Не обошлось… Через два часа, после того как «Армения» отошла от причальной стенки, ее засекли фашистские самолеты-торпедоносцы. Сброшенные с них смертоносные снаряды угодили точно в цель. «Армения» продержалась на плаву не более четырех минут.

И. Бурмистров успел подобрать на свой катер лишь нескольких человек… В. Плаушевский также разделил судьбу корабля.

«Армения» - лишь одно из многих судов с эвакуированными людьми и грузами, которых немецкие стервятники беспощадно топили у черноморских берегов (и не только!), не обращая внимания на отличительные санитарные знаки и флаги Красного Креста, запрещающие по международным правилам нападать на такие транспорты. Но большего числа жертв, чем при нападении на «Армению», с нашей стороны не было. Это самая большая подводная братская могила на Черном море.

У войны свои, жестокие законы. Мы, собственно, отвечали тем же. Достаточно вспомнить океанский гигант «Вильгельм Густлов», пущенный ко дну на Балтике в январе 1945 года подводной лодкой С–13 под командованием Александра Маринеско. На этом лайнере находилось около десяти тысяч человек. Только детей погибло более четырех тысяч…

И все-таки могла ли «Армения» избежать гибели? Однозначно трудно сказать. Знаток истории флота А. Бурмистров, посвятивший не одно десятилетие изучению самых крупных катастроф на море, рассказывает:

- Курсы всех кораблей, уходивших в начале войны из Крыма на Кавказ, прокладывались строго на юг до территориальных вод Турции, а далее - на Батум и Поти. Путь не близкий, но, как считалось, максимально безопасный от налетов гитлеровской авиации. Плаушевский же, выйдя в открытое море, принял самостоятельное решение: идти на Новороссийск. Этот путь был более опасным, но в то же время значительно короче (Новороссийск был захвачен немцами только в сентябре 1942 года). Но дело даже не в этом. Военная охрана транспортов была очень слабой. А в случае с «Арменией» дело усугубилось еще и тем, что сторожевики не могли вести прицельный огонь из-за сильной качки: море сильно штормило.

Как бы там ни было, «особисты» потом немало потрепали нервов, в том числе и И. Бурмистрову, хотя его вины в случившейся трагедии не было никакой.

Еще в прошлом году в СМИ прошло сообщение о том, что Украина приступила к поискам «Армении». Говорилось, что на вооружении ученых самая современная специальная техника. К помощи привлечен даже американец Роберт Баллард, обнаруживший «Титаник». Но пока еще нет результатов выполнения этого проекта.

Были ли на борту «Армении» наши земляки-ставропольцы? Наверняка были. Сколько и кто? Никто не знает. Ведь до сих пор не установлен даже приблизительный список пассажиров. Известно лишь, что списки красноармейцев остались в сейфе теплохода. Если «Армения» будет найдена, тогда, возможно, и будут названы их имена. А пока все пассажиры того трагического рейса значатся без вести пропавшими…

Источник: "Ставропольская правда", 8 декабря 2006 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх