ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Это было давно, но ведь прошлое рядом

Александра БЕЛУЗА, Фото Эдуарда КОРНИЕНКО.

Взгляд в былое из раскрытого окна III тысячелетия.

В восьмидесятых  рождены,
Войны не знаем мы, и всё же
В какой-то мере  все мы тоже
Вернувшиеся с той  войны.

встреча с ветераном Сегодня тысячи наивных детских глаз смотрят в одно широкое окно, за которым не увидишь черных «бумеров» со спутниковыми тарелками и не услышишь пения мобильников... смотрят в прошлое. Молодежь хочет знать о Великой Отечественной все.

Отдаленный Нефтекумский район. Школьники маленького села Кара-Тюбе идут в гости к санитарочке, исступленно трудившейся в войну и спасшей многие человеческие жизни, и настолько впечатляются ее, как они говорят, «невеселым рассказом», что пишут совместное сочинение «Баба Нюся». «Ее знают все в нашем селе. Потому что, во-первых, она очень добрая и ласковая, а во-вторых она 33 года проработала нянечкой-санитаркой в сельской больнице. А ведь мало кто за столько лет не лежал в больнице и не почувствовал заботу рук тех, кто работает там. А именно нянечка чаще всего подает больному кружку с водой, укрывает одеялом, помогает одеться. Вот поэтому и запоминаются такие люди, как бабушка Нюся. А еще раньше, в 1942 году, ее звали просто Нюся, и было ей тогда 15 лет…». Так начинается детское повествование об Анне Андреевне Вдовыченко, как зовут бабу Нюсю по паспорту, а заканчивается оно словами благодарности: «Им нужно было жить и трудиться за себя и за тех, кто воюет против врага. Им нужно было выжить, чтобы после войны растить детей… Спасибо!»

А вот - краевая столица. Пятиклашки школы № 4 не только читают книги о войне, пишут стихи и рисунки (пусть незатейливо, но не по заданию, а от души), но и… ведут летопись ветеранов Великой Отечественной, своих дедов и прадедов, собирая различный документальный и творческий материал – воспоминания, фотографии, документы тех лет. А затем оформляют все это почти архивное богатство в альбом для городского музея «Память». И, кто знает, может, через несколько десятков лет по их работам будут изучать историю их дети… Редкий случай, когда история каждой семьи неотделима от истории страны. Надо ли его использовать? Вопрос риторический.

- Мой дедушка часто рассказывает мне о войне по вечерам. Я сам его спрашиваю. Мне очень интересно, - говорит Рома Васильев. Он любит рисовать, мечтает стать художником и о своем деде знает практически все - где воевал, за что сражался, чем жил, что чувствовал. Собрать материал ему помогли родители. Этот парень сознательно гордится прошлым своей семьи.

Эти же пятиклашки вместе со своим классным руководителем идут в гости к чете Жижко, чтобы поздравить Петра Васильевича и Ольгу Андреевну с 60-летием Великой Победы и 60-летием совместной жизни! Старики встречают их при параде, надев награды, и рассказывают не о молодости – о войне. Каждый из них видел ее в лицо. Только лица у той войны были разные: Петр Васильевич воевал на передовой, а Ольга Андреевна хлебнула свое на фабрике Кельна, куда ее, крепкую молодую девчонку, угнали на работы. «Им нужно было выжить, чтобы после войны растить детей». В День Победы, 9 мая 45-го, они поженились. Сейчас у них пятеро детей, девять внуков и трое правнуков. «Изучайте историю России», - напутствует Петр Васильевич Жижко юных гостей.

Ставропольский край и вся Россия. В городах, селах, станицах и поселках ребята пишут сочинения о войне. Почти в каждой рукописи есть ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее. Ей нет цены. Ведь сменилось три поколения. Сегодняшние школьники – правнуки тех, кто на фронте и в тылу добывал стране Великую Победу. «Мое поколение подсознательно с вами, наши боевые бабушки и дедушки. Мы все уверены, что живая мишень – это горе, страх и слезы. Мы, молодые и зрелые, - одно целое, когда поем военные песни, когда медленно шагаем к Вечному огню» (Дарья Давыдченко, 14 лет).

И все же оно, новое поколение, другое, что, наверное, вполне естественно. И ребята понимают это. И признаются: «Мы не шли пыльными дорогами отступления мимо руин и слез, нам не довелось видеть, как топчет грязный фашистский сапог родную землю, как плачут матери погибших. Не можем представить, что значит – нет хлеба. Мы выросли в тепле, сытости и любви. Мы – другие. Но мы должны слышать рассказы тех людей, которые все это пережили».

- Вчера я стала свидетельницей одного разговора, - пишет Вика Литвинова, ученица 7 класса средней школы № 32 Ставрополя. – Я сидела в сквере на скамейке. Мимо проходил ветеран войны в военной форме с орденами и медалями. Ему навстречу шла веселая компания парней. Они шумели громче обычного, заняли весь тротуар, и вдруг длинноволосый парень отделился от компании и направился к ветерану. Старик приготовился к самому худшему, к непристойной шутке, к оскорблению. А парень подошел, пожал руку и как-то тихо сказал: «Спасибо тебе, отец!». Каждый из этих парней пожал руку ветерану. И этот человек, видевший сотни смертей, стоял и плакал. Ребята неловко топтались на месте. Но вот ветеран справился с эмоциями, между ними завязался долгий интересный разговор, к которому позже присоединилась и я. Иван Петрович был командиром взвода. Слушая его рассказ, я видела войну его глазами. Он рассказал о наших сверстниках, которые тайком от родителей уходили на фронт или вступали в партизанские ряды. Мы слушали его с широко раскрытыми глазами, и, наверное, каждый думал: «А мог бы и я!»

И было это отнюдь не 9 мая. И придет 10 мая, а потом 11-е… Поколение, которое многие считают потерянным, на самом деле – носитель памяти. А память – пока единственно возможный способ передачи данных в будущее, какие бы технические новинки ни рождал технический прогресс в III тысячелетии.

Источник: "Ставропольская правда", 29 апреля 2005 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх