ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Дорога на Сталинград

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ

постановление Орджоникидзевского (с 1943 года – Ставропольского) крайкома ВКП(б) и крайисполкома от 29 сентября 1941 года Осень 1941 года. Идут тяжелые оборонительные бои с немецко-фашистскими захватчиками. На Ставрополье, пока еще удаленном от линии фронта, проходит мобилизация, народное хозяйство перестаивается на военный лад.

На железнодорожном транспорте с первых дней войны было введено военное положение, движение поездов осуществлялось по специальному графику. Все силы направлялись на доставку грузов фронту. Стратегия диктовала необходимость строительства на Северном Кавказе новой железной дороги, которая должна обеспечить доставку грузов Сталинграду.

При обращении к документам, рисующим крайне тревожное и тяжелое положение этих месяцев, привлекает внимание постановление Орджоникидзевского (с 1943 года – Ставропольского) крайкома ВКП(б) и крайисполкома от 29 сентября 1941 года:

«…Для обеспечения выполнения плана строительства в установленные правительством сроки обязать секретарей райкомов ВКП(б) и председателей исполкомов райсоветов: Наурского, Моздокского, Советского, Степновского, Солдато-Александровского, Воронцово-Александровского, Архангельского, Буденновского, Левокумского, Арзгирского, Бурлацкого, Курского, Кизлярский окружком ВКП(б) и исполком окружного Совета направить на строительство не позже 10 октября 1941 г. в порядке трудовой и гужевой повинности 1800 пароконных подвод с двумя колхозниками на каждую подводу, а также выделить железные лопаты, ломы и кирки…»

Строительство велось под неусыпным контролем правительства. На стройку были мобилизованы колхозники на условиях сдельной оплаты труда и обеспечения за счет колхозов бытовым инвентарем, кухонным и столовым оборудованием (постельными принадлежностями, бочками, ведрами, чайниками, кружками, котлами, тарелками и т.д.). Командующий Северо-Кавказским военным округом направил на строительство 7000 человек из строительных батальонов.

К работам приступили еще в сентябре. Наступление осенних холодов диктовало необходимость размещения прибывающих строителей в утепленном жилье. «Обеспечить к 10 октября 1941 года прибывающих на стройки рабочих временными жилыми помещениями (землянками, утепленными шалашами и т.д.)» - определяет очередное постановление.

Документы представляют картину необыкновенно трудной работы строителей. Вначале дело шло медленно, но с каждым днем люди набирались опыта, и бывали дни, когда к концу смены укладывали свыше километра железнодорожного пути. Но вот пошли дожди, наступили и осложнения с доставкой щебня, шпал и рельсов к месту укладки, и вдоль земляной насыпи стояли застрявшие в грязи трактора, грузовики, подводы. Необходимо было вымостить подъезды, по которым затем можно доставить строительные материалы. Подсчеты показывали, что подъездные дороги могли быть проложены месяца на два позже, чем пройдет срок сдачи дороги. Между тем всякая задержка расценивалась как саботаж и измена Родине.

Зима и весна прошли в напряженном труде. А к лету 1942 г. обстановка на южных участках фронта была крайне осложнена. Враг вышел в большую излучину Дона, создал угрозу прорыва на Волгу и начал наступление на Кавказском направлении. Защитники Кавказа четыре месяца вели оборонительные бои. Строящуюся железную дорогу прикрывал 4-й гвардейский казачий кавкорпус генерала Н. Я. Кириченко, который вел упорные бои с противником в районе Ачикулака, Камыш-Буруна, Владимирского, Урожайного.

Когда в конце 1942 году было закончено строительство, сразу же и решилась проблема переправы поездов на левый берег Волги с помощью парома.

Так, под бомбами и пулями, в неимоверно трудных условиях люди прокладывали дорогу, понимая, сколь велика их ответственность за своевременную сдачу магистрали, т.к. без нее сражающийся Сталинград мог остаться без горючего. Дорога действует до сих пор, а сразу после войны каспийские машиностроители по этой ветке отгружали в разные концы страны автомобили.

О строителях и их подвиге написана повесть Г. Шапиро «Дорога», изданная в 1991 г. Автор долго работал в артелях Астрахани, Ставрополя, Ростова-на-Дону и установил многие имена участников строительства, с некоторыми из них встречался.

В заключение книги он упоминает о машинисте локомотивного депо И. И. Минакове, который провел первый состав с горючим по новой магистрали, его сыне В. И. Минакове, летчике, сопровождавшем на своем истребителе поезд, который вел отец, вагонном мастере Н. И. Котовском, участнице строительства В. И. Катилевской… Имена многих строителей, увы, остались неизвестными, но каждый из них внес свой вклад в будущую Победу.

Источник: "Ставропольская правда", 20 августа 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх