ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Водитель раритетов

Татьяна ГАНИНА,
младший научный сотрудник Ставропольского краеведческого музея имени Г. Прозрителева и Г. Праве

рядовой Иван Шпак Прошло уже почти шестьдесят лет после окончания Великой Отечественной. Все меньше остается участников небывалого противоборства, которые ковали победу над фашизмом в тылу и на фронте. Однако работники  краеведческого  музея пока еще имеют возможность общаться с людьми легендарного поколения. Порой этому общению способствуют сами экспонаты.

первый советский 'джип' ГАЗ 67-В В экспозиции «Ставрополье – век XX» мы видим легендарную тачанку, первый отечественный «джип» ГАЗ 67-В, трактор первой пятилетки СТЗ. С несколькими из этих машин связана судьба Ивана Григорьевича Шпака, работавшего в годы Великой Отечественной бригадиром трактористов на хуторе Демино. На «вооружении» были те самые колесные тракторы СТЗ.

колесный трактор СТЗ Весной 1943 года, когда на Ставрополье уже не рвались снаряды, во время пахоты трактор Ивана вдруг забуксовал, под лемехами плуга послышался скрежет металла. Когда тракторист обернулся, то обомлел – из-под земли торчала громадная немецкая авиабомба. Испуганный Шпак заглушил машину и бросился бежать. На культстане сообщил о случившемся главному механику. Хотя опасность, как оказалось, была невелика. Приехавшие минеры вместо взрывчатки обнаружили в корпусе бомбы обычный песок и записку с короткой фразой: «Чем можем, тем поможем». Скорее всего, считает Иван Григорьевич, такую помощь оказывали советские военнопленные, вынужденные под дулами автоматов работать на немецких военных заводах, ни на минуту не забывавшие о своей истерзанной страданиями Родине.

Сам Иван ушел на фронт 22 ноября того же 1943 года 17-летним пареньком. Сначала попал в стрелковую бригаду, был первым номером противотанкового ружья. А после окончания полковой школы служил шофером на первом советском «джипе», возил командира дивизиона. Большую часть своей послевоенной трудовой жизни Иван Григорьевич работал шофером...

В настоящее время Иван Григорьевич – пенсионер. Ветеран войны, водитель раритетов очень надеется дожить до 60-летнего юбилея Великой Победы.

* * *

Источник: "Ставропольская правда", 9 июня 2004 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх