ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

К 160-летию Ставропольской епархии

Священник из города Мышкина

Евгений БРОНСКИЙ

2 августа 1919 года в Кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери отпевали архиерея. Ставрополь прощался с владыкой Агафодором, скончавшимся 31 июля (18 числа по церковному календарю) на восемьдесят втором году жизни.

 Владыка АгафодорЭто было прощание с человеком, которого знали и любили не только сотни тысяч православных, но и все жители Северного Кавказа. Скорбели в казачьих станицах и калмыцких улусах, селах и аулах, больших и малых городах от моря Черного до Каспийского.

Имя Агафодор в переводе с греческого языка значит благой дар. И действительно, владыка был благим даром Ставропольской епархии в сложное предреволюционное время. 26 лет совершалось его епископское служение в епархии. За это время он приобрел нелицемерную любовь местных жителей. Чем приобрел? Да тем, что любил их, как отец, заботился о том, чтобы жили они мирно и справедливо. Во всем этом ему помогали и глубокая искренняя молитва, и богатый жизненный опыт.

Восьмой ставропольский архиерей родился 15 декабря 1837 г. в селе Спасском Пошехонского уезда Ярославской губернии и был крещен Павлом. Отец его, Флегонт Иванович Преображенский, происходивший из семьи потомственных священнослужителей, скончался через шесть недель после рождения Павла. Семья и так жила небогато, а с утратой кормильца юная вдова и ее младенец остались без средств к существованию. Приживались у родственников, мать стирала белье, нанималась в прислуги. Жили, что называется, как-нибудь.

Несмотря на это, Павел не остался без образования, тем более что мальчик с малых лет показывал большие способности к учению. Он в числе лучших окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию. Все имущество семинариста Преображенского состояло из одежды, которая была на нем. А ведь надо было не только выживать самому, но и поддерживать мать. Светлая голова помогла и здесь. Павел начал давать уроки в купеческих семьях. По окончании семинарии ему, конечно, хотелось продолжать учение дальше – в Духовной академии. Но чувство долга перед матерью было сильнее тяги к науке. Вскоре Павел женился, а 9 октября того же 1860 года рукоположен во священники и направлен на служение в село Воскресенское Мышкинского уезда Ярославской губернии.

Агафодор с казаками ст. Баталпашинской. 1901 г.В 1864 году, когда священнику Павлу Преображенскому не исполнилось еще и 27 лет, беда пришла в его дом. Умерли сначала дети, а затем и супруга.

Священник в сельской церкви, настоятель там же, настоятель городского собора. Вот внешние вехи служения протоиерея Павла Преображенского. Однако за ними стоит не только ревностное совершение богослужений и непрестанная проповедь слова Божия. В этот период он создал и издал свои основные труды: «Катехизические поучения о вере», «Катехизические поучения о надежде и любви» и, конечно же, «Наставление в Законе Божьем для начальных училищ разных наименований и ведомств». Последняя книга была признана образцовым учебником и выдержала до 1917 года более двадцати изданий.

Уже в шестидесятые годы он создал в Ярославской губернии первые приходские школы. Высоко ценя знания, стремился передать эту тягу подрастающему поколению. Причем протоиерей Павел проявил себя не только на богословском поприще. Он стал одним из основателей Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении. А за вклад в развитие сельскохозяйственного производства он был удостоен в 1873 году серебряной медали Императорского вольного экономического общества. О священнике из города Мышкина узнала вся Россия.

После пострижения с наречением имени Агафодор он возведен в сан архимандрита. 28 февраля 1888 года в Свято-Троицкой церкви Александро-Невской лавры была совершена хиротония архимандрита Агафодора в епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Три года спустя назначен епископом Сухумским. А 17 июля 1893 года ему определено быть епископом Ставропольским и Екатеринодарским.

Обращаясь с амвона Кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери к ставропольской пастве, он сказал: «Здесь, на сем светлом месте, даю вам обет усердно и насколько позволят мне силы исполнять возложенные пастырские обязанности… Двери моего сердца, как и дверь моего дома, будут открыты для тех, которые нуждаются в духовном утешении, добром слове и сочувствии».

Особое внимание он уделял обучению детей и призывал к тому духовенство епархии. За время епископского служения владыки количество церковно-приходских школ в епархии достигло 475 (то есть увеличилось более чем вдвое). В строительство новых школ было вложено около двух миллионов рублей.

Испытав всю горечь сиротства и нищеты, владыка стремился помогать бедствующим, тратя на это все свои средства. На собственные сбережения владыки Агафодора в епархиальных духовно-учебных заведениях, в ставропольских мужских и женских гимназиях, а также в Петербургской, Московской, Казанской и Киевской духовных академиях были учреждены стипендии для детей духовенства Ставропольской епархии.

Много внимания он уделял деятельности Ставропольского Андреевско-Владимирского братства. Как председатель братства, он организовал бесплатную столовую для бедных, убежище для бесприютных детей на 45 человек и дом для престарелых.

В 1894 году он учредил Епархиальную церковно-археологическую комиссию «для изучения церковно-религиозной жизни епархии от начала насаждения в ней христианства до настоящего времени». В апреле 1906 года в старом архиерейском доме при Крестовоздвиженской церкви открылся музей церковно-археологического общества, где было несколько отделов — археологический, церковно-исторический и миссионерский.

Часто объезжая епархию, владыка видел, что здесь недостаточно храмов. Тому были объективные причины. Ведь долгое время жизнь в регионе носила скорее кочевой характер. Поселенцы часто подвергались нападениям. Их села и станицы разрушались. Однако к концу XIX века положение изменилось. Жизнь стала спокойнее, население увеличилось, и малое количество небольших храмов перестало вмещать православных верующих. Возникали хутора и отселки, удаленные от сел и станиц. Преосвященный Агафодор стремился увеличить причты при церквах многолюдных приходов и строить в больших селах и станицах новые храмы, а на хуторах — хотя бы молитвенные дома.

За 1893-1908 годы в епархии построено 190 храмов. На их строительство православной паствой было за-трачено свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и свыше 5 млн. рублей на Ставрополье.

Приняв монашество в зрелом возрасте, преосвященный очень серьезно относился к иноческому деланию, стремился развивать и укреплять обители. В 1897 году он создал женский Спасо-Преображенский монастырь на реке Теберде, в 1899 году Покровскую женскую общину у станицы Динской Кубанской области, в 1909 году монастырь – в селе Винодельном Ставропольской губернии.

Особенно интересна судьба Сентинского монастыря – первого из открытых владыкой на Ставропольской кафедре. Монахини взяли на себя поддержание и сохранение своей святыни — древнего храма. Несмотря на скудность средств, количество сестер обители вскоре достигло 200 человек. Монастырь, развиваясь, оказывал большое культурное влияние на окружающее горское население. В 1903 году преосвященный освятил новую монастырскую церковь. Жители аула Сенты, карачаевцы-мусульмане радушно встретили его хлебом и солью, благодаря за созданную при монастыре церковно-приходскую школу, в которой их дети обучались русской грамоте и арифметике.

К 1919 году владыка Агафодор сильно состарился. Сказывались и возраст, и переживания из-за той смуты, которая происходила в стране. Тем не менее он не стоял в стороне от церковной и общественной жизни. Именно его подпись стоит под приглашением на так называемый юго-восточный собор. Он состоялся под председательством преосвященного в Ставрополе 1 – 6 июня 1919 года.

Мы привыкли считать, что преосвященный Агафодор скончался в сане архиепископа, будучи возведенным в него в 1907 году «за отлично усердную службу и особые архипастырские труды». Однако «Биографический словарь иерархов Русской православной церкви с введения на Руси христианства до 1918 года», хранящийся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, предлагает иной взгляд на этот вопрос. Его составитель К. Здравомыслов приводит множество интереснейших сведений о перемещениях архиереев в первые два - три послереволюционных года. В этих папках содержится запись и о том, что на Благовещение в 1919 г. патриарх Тихон возвел в сан митрополита Агафодора (Преображенского) и Митрофана (Симашкевича), а Нафанаила (Троицкого) и Никандра (Феноменова) - в сан архиепископа. Конечно, этот факт ничего не добавляет к характеристике архиерея, но для истории важны и такие детали. Надо или подтвердить, или опровергнуть данные Здравомыслова.

И вторая задача – поиски места упокоения владыки Агафодора. По существующему устному преданию, он был погребен под Владимирским храмом-колокольней церкви святого апостола Андрея Первозванного. Так это или нет, еще предстоит узнать.

Снимки из фондов Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве.

Источник: "Ставропольская правда", 1 августа 2003 г.

По теме:
• Первый епископ Кавказа
• Духовные форпосты Кавказа
• Здесь стоял кафедральный собор
• И утихают раздоры, и водворяется мир
• Монастырь в горах
• "Забытый храм"
• Что нашла экспедиция Емануэля
• По проектам Григория Кускова

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх