ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Любимец публики Качалов

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ

"Такая стильная фигура! Как будто ожил и заговорил старый портрет. Тончайший комизм, яд сатиры, блестящие нюансы, обаяние молодости - все это сочетается в пленительный образ", - с такой оценкой игры актера Московского художественного театра В. Качалова на страницах газеты "Пятигорское эхо" выступил местный театральный критик.

В. И. Качалов.90 лет назад, летом 1912 года, великий русский актер Качалов играл на Кисловодской сцене Глумова в пьесе А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты". И не только Глумова.

В этот приезд (с 1902 г. Качалов бывал в Кисловодске неоднократно), в течение июля он сочетал отдых с театральными выступлениями в городах Кавказских Минеральных Вод, что, естественно, неудержимо влекло как приезжих, так и местных жителей курортов в курзалы.

В. И. Качалов в роли ЧацкогоКачалову было тогда 37 лет. На Кавказских Минеральных Водах его уже хорошо знали. Да и сам артист любил здешнюю пеструю публику, с удовольствием, как всегда, выступал на местной сцене. Как известно, свой творческий взлет он начинал на провинциальной сцене, а в 25 лет, в 1900 г. был приглашен в Московский художественный театр из Саратова, связав всю свою дальнейшую творческую жизнь с этим театром. Исключительное сценическое обаяние, редкий по красоте и выразительности голос, артистичность, благородство - все эти личные качества Василия Ивановича ярко проявились в его репертуаре, важнейшее место в котором занимала классическая драматургия - А. Пушкин, В. Шекспир, А. Островский, А. Чехов, М. Горький.

Создание образов Гамлета и Юлия Цезаря поставило Качалова в ряд крупнейших исполнителей шекспировских ролей на мировой сцене.

Он проявил себя и как новатор, создав особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений - монтажи, в которых играл одновременно несколько ролей. По сути дела он являлся также и режиссером-постановщиком этих необычных для того времени спектаклей-концертов. Сейчас бы это назвали "Театр одного актера". Именно в этом жанре он нередко выступал и на курортах. В 1912 году в местной прессе регулярно рекламировались выступления Качалова: в Кисловодске в пьесе Островского, в Ессентуках в театральном концерте, в Пятигорске в спектакле "Братья Карамазовы" по Достоевскому. Жителям и гостям курортов было на что посмотреть.

Одновременно в том сезоне многие театральные знаменитости Москвы и Петербурга побывали на известных курортах. Вместе с Качаловым приезжали Станиславский, Лилина, Смирнова, Бравич, Дмитриев, Варламов, вокалисты Дидур, Плевицкая и др. Все они вносили в культурную жизнь Кавказских Минеральных Вод большое оживление и блеск. Читаем о бенефисе известного столичного антрепренера Валентинова: "В этом сезоне Марк Маркович может торжествовать если не материальную, то моральную, полную победу - он дал публике все, что есть лучшее в искусстве: Качалов, Варламов, Давыдов, Бравич, Смирнов, Дидур, Плевицкая - все это дано публике в один сезон...".

В. Качалов на упомянутом представлении выступал в созданном им жанре - он играл "кошмарный сон Ивана Карамазова" и "сцену у храма" в "Бранде" Г. Ибсена. Курортная публика не чуждалась и представлений другого рода - таких, как, например, конкурсы красоты, которые в начале прошлого века стали входить в моду. Здесь уже артисты выступали в роли зрителей. Неизвестно, присутствовал ли Качалов на таком, выражаясь современным языком, "шоу", но вот известный актер Московского художественного театра К. Варламов - точно был. По-видимому, не он один.

Читаем в газете "Пятигорское эхо": "Борьба за приз шла не на живот, а на смерть. Главное соревнование было между госпожами Прядкиной и Мировой... Публика тесной толпой, ожидая от жюри объявления результата, показала большой темперамент - кричала, шумела, скандалила, чуть не сбила с ног и совсем было задавила К. Варламова, хотя это не так легко сделать. В порыве азарта кто-то даже упал с высокой лестницы...".

Вместе с К. Станиславским и другими актерами Московского художественного театра В. Качалов бывал в Кисловодске уже после революции, в 20-е годы прошлого века, значительно обогатив своим творчеством летопись культурной жизни Кавказских Минеральных Вод.

Источник: "Ставропольская правда", 9 ноября 2002 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх