ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Первый епископ Кавказа

Герман БЕЛИКОВ

В начале 1843 года в России появилась новая, Кавказская и Черноморская епархия с епископской кафедрой в столице Кавказской области - Ставрополе. Это произошло в разгар Кавказской войны со всеми присущими войнам жестокостями, которые тлетворно влияли на нравственный облик населения огромного края. "Нужен был архипастырь, - писал в своей книге "История христианства на Кавказе" митрополит Ставропольский Гедеон, - хорошо знакомый с различными религиозными верованиями коренных жителей и отлично осведомленный о духовных потребностях своей паствы".

епископ Кавказский ИеремияПо решению Святейшего Синода выбор пал на викария Киевской митрополии епископа Чигиринского Иеремию (Соловьева). Ранней весной 1843 года преосвященный Иеремия выехал на Кавказ. Он вез с собой 100 антиминсов, ставленые грамоты, ризы, печати, походный иконостас на холсте, престол и жертвенник и многое, необходимое в храмовых службах. После месяца пути, в Великую субботу 10 апреля, Иеремия поздним вечером прибыл в Ставрополь.

В редкой книге "Преосвященный Иеремия", изданной в 1886 году в Нижнем Новгороде и принадлежащей перу протоиерея Иоанна (Виноградова), читаем: "У заставы града встретили его хлебом-солью почтенные граждане... Благословив их и с Крепостной горы весь град, архиерей повезен был к Троицкому собору. Приложась здесь к плащанице посреди храма и на коленях испросив у распятого за овцы свои Пастыря - начальника Господа Иисуса Христа благословение себе и пастве своей, Преосвященный в сопровождении гражданского губернатора и едва не всего града отъехал освященным путем в дом купца Игнатия Волобуева, у коего, по указу Святого Синода, назначено ему на первый раз поместиться временно. Сюда тот час пожаловали: начальник области - генерал-лейтенант В. Гурко, наказной атаман С. Николаев и другие военные и штатские чины. Вскоре последовал пушечный полночный сигнал к пасхальной утрене...".

В доме Игната Волобуева, где Иеремия прожил два года, им была устроена домовая церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня (здание сохранилось на углу ул. Шаумяна и Владимирско-Андреевского переулка, выше - памятник А. С. Пушкину).

Между тем само местонахождение дома Волобуева не устраивало епископа. Рядом находился городской базар, с вечным гамом и суетой. И тогда купец первой гильдии и почетный гражданин Ставрополя Волобуев, "движимый чувствами христианского благочестия", подарил под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной улице, позже переименованную в Архиерейский переулок (сегодня ул. Г. Голенева). Помимо усадьбы Волобуева, были приобретены, уже за деньги, соседние подворья Ильи Панина и Егора Левиева, "...дабы Архиерейское подворье не было стеснено и загромождено сторонними зданиями".

В строениях усадеб разместился дом самого владыки, покои епархиальных священников. Одно из помещений было переоборудовано под церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская) с приделом в честь Св. Священномученика Игнатия Богописца. Рядом выросла небольшая звонница для пяти медных колоколов. На каждом из колоколов стояла надпись: "Вылит в Ставрополе на Кавказском литейном заводе Курилкиной". Завод этот находился в Мутнянском яру.

Обустроившись в Ставрополе, Иеремия совершил ряд поездок по Кавказской и Черноморской епархии с целью обозрения имеющихся приходов, церквей и храмов, молитвенных домов. Он остался доволен состоянием православия западной части епархии, в которой насчитывалось более 200 приходов. В центре Черноморского казачьего войска - Екатеринодаре имелось даже начальное духовное училище, где Иеремия уже в свой первый приезд посвятил в стихарь трех лучших воспитанников.

Восточная часть епархии с терским казачеством произвели на владыку нерадостное впечатление. Это была вотчина старообрядцев, к тому же здесь проживало немало духоборов, молокан и других сектантов. Православные церкви в большинстве терских станиц, в том числе Гребенского, Кизлярского и Моздокского казачьих полков, пребывали в полуразрушенном состоянии.

Возвратившись в Ставрополь, владыка решил начать преобразование во вверенной ему епархии через подготовку грамотных и высоконравственных пастырей церкви. К тому времени на Северном Кавказе имелось всего четыре начальных духовных училища - в Ставрополе, Екатеринодаре, Моздоке и Астрахани. Иеремия обращается в Св. Синод с просьбой открыть в Ставрополе духовную семинарию. Его усилия поддержал наместник на Кавказе князь М. Воронцов. И вот 20 июля 1846 года от императора Николая I пришло высочайшее повеление: "Учредить в Кавказской епархии семинарию, открыв ее в г. Ставрополе с начала наступающего нового учебного года... Вновь учрежденную семинарию наименовать Кавказской".

"В ноябре 1846 года, в день памяти Иоанна Златоуста, великого Вселенского пастыря и учителя, - сообщает архивный документ, - состоялось торжественное открытие Кавказской семинарии".

Под ее классы были наняты частные дома рядом с кафедральным Троицким собором. Тогда же владыка тайно пожертвовал своему детищу на приобретение духовной литературы 10 тыс. рублей серебром, что по тем временам было значительной суммой.

Затем Иеремия направил внимание на терское казачество с целью "оградить православную паству от влияния старообрядцев". Но тут его ожидали столь сильные неприятности, что он уже собирался отказаться от дальнейшего правления епархией. Дело было в том, что наказной атаман Линейного казачьего войска Николаев, боясь, что казаки-старообрядцы, активно участвовавшие в Кавказской войне, могут взбунтоваться на действия Иеремии, пожаловался на владыку наместнику Кавказа, а тот передал жалобу императору. И вот 19 июля 1845 года указом Св. Синода более 100 станиц кавказского линейного войска были отделены от Кавказской епархии и подчинены обер-священнику Кавказского отдельного корпуса с центром в Тифлисе.

Это был тяжелый удар по православию и лично преосвященному, который, однако, понимал, что это временная уступка старообрядцам в условиях войны. На подчиненных ему территориях он продолжал открывать новые приходы, строил и освящал храмы, наводил порядок на вчера еще заброшенных православных кладбищах, где возводились часовни и церкви, способствовал устройству колокольных и свечных заводов...

На примере Ставрополя зримо видны труды владыки Иеремии. Так, у Ярмарочной площади им устраивается новая каменная, дожившая до наших дней церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. На Крепостной горе строится и освящается новый кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. На Скомороховых хуторах под Ставрополем закладывается приют для девочек-сирот и вдов священнослужителей, в дальнейшем - самый богатый на Кавказе женский Иоанно-Мариинский монастырь. Перестраивается церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа в старом Гостином ряду. На Воробьевых высотах сооружается еще одна церковь - во имя Св. апостола Андрея Первозванного, в дальнейшем расширенная. Сейчас это кафедральный собор. Наконец, владыка закладывает храмы в городах Кавказских Минеральных Вод, в том числе величественный Спасский собор в Пятигорске...

Начальник Кавказской области генерал Гурко так отзывался о деятельности Иеремии: "Преосвященный Иеремия есть пастырь, достойный всякой похвалы. При строгом образе жизни он соединяет в себе истинную кротость, любовь к ближнему, глубокую набожность и пламенное усердие к вере... Примером дел своих, ровно как всегдашним расположением к добру и благотворению, он приобрел к себе общую привязанность и уважение".

В 1849 году Иеремия, оставив после себя цветущий оазис православия на землях немирного Кавказа, переведен на Полтавскую кафедру, а в 1857-м уволен на покой, прожив еще 27 лет отшельником. Все эти годы он поддерживал связь со Ставропольской епархией, помогая ей словом и делом, заботясь о продолжении начатого им.

Источник: "Ставропольская правда", 9 июня 2000 г.

По теме:
• Священник из города Мышкина
• Духовные форпосты Кавказа
• Здесь стоял кафедральный собор
• И утихают раздоры, и водворяется мир
• Монастырь в горах
• "Забытый храм"
• Что нашла экспедиция Емануэля
• По проектам Григория Кускова

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх