ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

И ветер странствий им дул в лицо

Ольга КОЛПАЧЕВА

А знаете ли вы, что библиотеки существуют со времен глиняных табличек ниневийского царя Ашшурбанипала? Знаменитая Александрийская библиотека, о трагической судьбе которой с грустью вспоминают ученые и историки, библиотека Ивана Грозного, которую все продолжают искать, хотя можно ли надеяться, что за столетия книги уцелели в подземных катакомбах Кремля? Библиотеки уничтожали захватчики и заново воссоздавали на пепелище уцелевшие обитатели покоренных городов. И в своих повозках поработители увозили не только золотые статуи и кубки, ткани и алмазы, но историю и мудрость человечества - книги!

книга о путешествии ГоловнинаСтавропольскую краевую библиотеку им М. Ю. Лермонтова по праву называют старейшей на Северном Кавказе. Начиналась она в 1852 г., без малого 150 лет назад, всего с 546 томов разных сочинений, двух шкафов, письменного стола и нескольких стульев. Сегодня фонды библиотеки вместили в себя коллекции книг, принадлежащие ранее частным владельцам, гимназиям, народным и полковым библиотекам. Многие из них 200 с лишним лет назад ехали в повозках за своим хозяином в только что возведенную крепость, чтобы он мог коротать свободное время, перелистывая любимые страницы. Вы-цветшие чернила часто не позволяют прочесть, кому принадлежали те или иные книги, большинство из них и вовсе безымянны, и уже не узнать, откуда попали они на полки библиотеки.

В частности, остается загадкой, каким образом оказалась здесь уникальная коллекция книг по истории Российского флота. Вот, например, эти - в добротных, старинных, обтянутых кожей картонных переплетах. Каждая страница их пронизана ветром странствий и запахом соленой морской воды. Имя их автора вписано не только в многочисленные энциклопедии, но и отмечено на географической карте: залив Головнина в Беринговом море, пролив Головнина около Курильских островов, мыс Головнина на западных берегах Северной Америки и гора Головнина на Новой земле. Вся жизнь Василия Михайловича Головнина, представителя старинного дворянского рода, образец преданности и верного служения Отечеству. Он прошел долгий путь от гардемарина до вице-адмирала. Родился будущий морской офицер в 1776 г. После смерти родителей был отдан в морской корпус. Едва достигнув 14 лет, гардемарин Головнин на корабле "Не тронь меня" участвует в сражениях со шведами в 1790 г., за что был награжден медалью. В 1793 г. получает офицерское звание и с тех пор практически беспрерывно находится в походах и за границей. Одним из немногих он удостоился чести служить под началом адмирала Нельсона, когда был послан для стажировки в Англию. Вернувшись в Россию, составил свод дневных и ночных сигналов, используемый Российским флотом более 200 лет. В 1806 г. Головнин назначается командиром 22-пушечного воен-ного шлюпа "Диана", посланного в северное плавание для описания берегов Тихого океана. С этим плаванием связаны самые интересные страницы биографии героя, описанные им в "Путешествии Российского императорского шлюпа "Дианы" из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта (ныне капитана первого ранга) Головнина в 1807, 1808 и 1809 годах".

Тяжеловатый для современного читателя слог, неторопливое изложение событий, во многом непривычное, устаревшее написание. Но попытаемся вчитаться... Лето 1807 года. "Диана" покидает Кронштадт, имея на борту экипаж в составе 3-х офицеров, 3-х гардемаринов и 55 нижних чинов. Головнин перечисляет всех (!), сохранив тем самым имена российских моряков для истории. Поначалу все идет прекрасно. Судно доходит до мыса Горн, но сильный двухнедельный шторм заставляет капитана спуститься к мысу Доброй Надежды. Здесь начинается неожиданное. Шлюп, несмотря на охранный лист английского адмиралтейства, захватывают англичане и ставят на якоря в заливе Саймонс-бей между двумя своими судами. Паруса "Дианы" отвязаны, провизия и вода отпускаются морякам в ограниченном количестве. Люди практически голодают. Посланный в Англию протест 13 месяцев остается без ответа. И тогда команда вместе с командиром решается на отчаянный шаг: тайком подготовившись к плаванию, штормовой майской ночью 1809 г., обрубив канаты, судно выходит в океан. Для безопасности Головнин выбирает самый дальний путь.

Совершив переход в 6 тыс. миль, в начале июля "Диана" прибывает на один из островов Ново-Гебридского архипелага, откуда уже добирается до Петропавловска. Головнин приступает к гидрографическим исследованиям, результатом которых явились тщательно составленные карты Курильских и Шантарских островов и подробнейшие описания исследуемых земель. Окончить исследования морякам помешало неожиданное событие. В 1811 г. Головнин вместе с мичманом Мура, штурманом Хлебниковым и четырьмя матросами был пленен уже японцами. Перипетии нового плена в увлекательной форме автора описываются в другой книге - "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах".

Не только о жизни пленников рассказывается на ее страницах, но и об обычаях и нравах японцев, об устройстве японского государства. Подкупает стремление автора быть объективным, несмотря на все те лишения и обиды, что ему пришлось вынести. Освободил пленников их сослуживец лейтенант Рикорд.

В 1817 г. Василий Михайлович поднимается на командный мостик шлюпа "Камчатка", чтобы на этот раз отправиться в кругосветное путешествие. Книга об этом плавании выходит в 1822 г. Сколько мальчишек в XIX веке зачитывались его записками! Сколько, бредя его приключениями, навеки определили свою судьбу! Россия благодарна вице-адмиралу не только за боевые подвиги и исследования, но и за то, что его книги помогли воспитать поколения преданных флоту моряков.

вице-адмирал МакаровДругая книга с интересной "морской" судьбой принадлежит перу адмирала Степана Осиповича Макарова. В Лермонтовке имеется два экземпляра, увидевших свет в 1943 г. Именно в годину суровых испытаний вспомнили об известном флотоводце, осуществив единственное после революции издание его капитального труда "Рассуждения по вопросам морской тактики", предназначив книгу офицерам флота.

Мало сказать, что книга и ее автор заслуживают большего внимания.

Вице-адмирала Макарова по праву можно поставить в ряд наиболее выдающихся людей России. Его талант был поистине многогранным. Известный флотоводец, основатель новой минной тактики, впервые в мире использовавший катера и самодвижущиеся мины Уайтхеда для нападения на вражеские корабли в местах их стоянки, командир миноносного парохода "Константин", нейтрализовавший действия турецкого флота в войне 1877-1878 годов, автор теории непотопляемости, гидрограф, решивший загадку двойного течения в Босфоре, создатель первого океанского ледокола, полярный исследователь, конструктор специальных насадок к артиллерийским снарядам, авторитетнейший педагог и психолог - таков далеко не полный перечень заслуг С. Макарова перед Отечеством.

За всем многообразием деятельности главным для Макарова оставался флот, решению проблем которого посвящены "Рассуждения по вопросам морской тактики". Собственно, книга эта - сборник лекций, прочитанных адмиралом в Морском собрании в 1896 г. Любопытна судьба этой работы. Переведенная на многие иностранные языки, она внимательно изучалась не только в Европе, но и в Японии и в Америке. Когда в 1902 году в Петербург пришло аргентинское судно "Рresidento Sarmiento", первый вопрос гардемаринов был: "Можем ли мы повидать Макарова, по классической книге которого изучаем тактику?"...

О чем же книга? Не только о специфических особенностях морского дела. Она - об умении воспитывать и подготавливать людей к боевым действиям, о необходимости воспитывать еще в семье и на школьной скамье высокие принципы храбрости и самоотверженного служения родине. О том, что побеждают только те, кто уверен в правоте своих действий. Думается, эти принципы не утратили своей актуальности.

Издание 1943 года было роздано офицерам флота. Книга адмирала вместе с ними уходила в плавание, участвовала в боях, и, случалось, гибла вместе с кораблями.

Макаров рассчитывал в дальнейшем дополнить работу с учетом опыта русско-японской кампании. Но... Капитан покидает судно последним или остается на нем навсегда. 4 марта 1904 г. в десятом часу утра во время маневрирования эскадры на Порт-Артурском рейде взорвался на мине и ушел под воду флагманский броненосец "Петропавловск". Из 600 человек команды удалось спасти только 90. Среди погибших был и Степан Осипович Макаров. Вся Россия оплакивала гибель адмирала. В одном из стихотворений, написанных в ту пору, хорошо отразились эти чувства скорби:

Твой гроб - броненосец!
Могила твоя -
Холодная глубь океана.
И верных матросов
родная семья -
Твоя вековая охрана.
Делившие лавры,
отныне с тобой
Они разделяют
и вечный покой.

Но живет флот, для укрепления которого он сделал так много, живет благодарная память потомков и это, наверное, главное.

Источник: "Ставропольская правда", 11 сентября 2001 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх