ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

Налетит или не налетит?..

Валерия ВОДОЛАЖСКАЯ

"Хотя у нас в Ставрополе очень недавно стал прививаться велосипедный спорт, но уже заметны довольно большие успехи в этом деле: число велосипедистов растет, и на улицах чаще и чаще можно встретить такого "всадника", скорее, впрочем, напоминающего летящего мотылька, чем человеческую фигуру", - писала газета "Северный Кавказ" 16 июня 1894 года.

Здание присутственных мест на нынешней улице СоветскойГазета развивала тему, которая тогда обсуждалась на всех уровнях городских властей и даже на очередном заседании городской Думы.

На ней гласный Думы Сергей Иванович Ртищев предложил издать постановление, запрещающее езду на "самокатах" (так в те времена иногда называли велосипеды) по городским бульварам, садам, паркам и тротуарам. Через неделю после решения Думы городская управа запрещает велосипедистам появляться в указанных местах.

В провинции это еще не превратилось в "велосипедную лихорадку", но в России тогда было уже до 40 велосипедных обществ (а за границей, для сравнения, 300 тысяч велосипедистов только во Франции).

Такое осторожное отношение к новшеству подогревалось негативными публикациями о велосипедной езде, которые более говорили о ее минусах.

Например, газета "Северный Кавказ" в эти же дни опубликовала мысли из диссертации доктора Ю. Блажевича "О влиянии велосипедной езды на организм", в которой он уверял, в частности, что в некоторых случаях "может появиться профессиональная походка: покачивая туловище в стороны, велосипедисты делают обыкновенно большой шаг, быстро выпрямляя конечность, слегка закидывая ее в сторону, затем быстро сгибают ее с поднятием пятки. Вообще в движениях велосипедиста нет плавности и ровности, он весь как на пружинах". Сегодня все эти теоретические выкладки вызывают ироническую усмешку, но тогда, как видим, встречались весьма серьезно.

Здесь уместно вспомнить, что Ставрополь конца XIX века уже был достаточно благоустроенным городом с его пышной зеленью садов и неординарными строениями из местного белого ракушечника. В этот период шла активная реконструкция Николаевского проспекта. Как раз в 1894 году сюда приехал архитектор Григорий Павлович Кусков, выпускник Петербургского гражданского инженерного института, который внес неоценимый вклад в городскую застройку. А ранее, в первой половине XIX века, декабрист Белов отмечал расположение города на возвышенности, "осененность его садами и рощами вперемежку с белыми строениями". Многие из побывавших в городе, особенно в конце XIX и начале ХХ века, отмечали его "щеголеватую наружность". Возникает вопрос: а какие же еще вопросы быта или благоустройства волновали городскую общественность в 1894 году, кроме езды на велосипедах?

Из газет "Северный Кавказ" и "Ставропольские губернские ведомости" узнаем о том, что "его превосходительство г-н Ставропольский губернатор генерал-майор Н. Е. Никифораки, выздоровев, 12 сего января вступил в управление губерниею", состоялось торжественное открытие новых судебно-административных учреждений; Алафузов и Меснянкин заявили о необходимости устройства в городе элеватора, амбаров для ссыпки зерна, подъездных путей к вокзалу, необходимость устройства в городском саду павильона для оркестра и др.

В культурной жизни ставропольцы, кроме увлечения велосипедами, могли посетить в здании Ставропольского четырехклассного училища лекцию о "волшебном фонаре с туманными картинами", лекции по пчеловодству, которые читал известный краевед А. Твалчрелидзе, или заказать произведение церковной, портретной и декоративной живописи у известного осетинского поэта и живописца К. Хетагурова, принимавшего заказы на Александровской улице, в доме В. Смирнова.

Можно было посмотреть спектакли Санкт-Петербургских императорских театров. Многие же ставропольчане, любители книги, были уверены, что среди существующих в Ставрополе "народобразовательных учреждений" - ежедневных и воскресных школ, "чтений с туманными картинами" и духовных собеседований - не хватает бесплатной народной библиотеки, о чем и высказывались публично.

Забота властей о спокойствии гуляющих в парках и садах горожан нам, живущим ныне, кажется немного наивной. Теперь на улицах такое количество автомобилей и техники! С поправкой на наше время, читая о велосипеде, но держа в уме современные потоки машин, обратимся еще раз к такой человеколюбивой фразе газеты:

"К сожалению, вместе с числом велосипедистов растет и бесцеремонность некоторых из них. Дело в том, что они иногда не особенно заботятся о целости и невредимости спин и ребер наших обывателей. На днях один велосипедист перед сумерками заехал в Воронцовский сад и преспокойно стал там кататься... Гуляющие ежеминутно вздрагивали и оглядывались, и во взглядах были написаны вопросы: "налетит или не налетит?", "собьет с ног или Бог пронесет благополучно?".

Источник: "Ставропольская правда" 25 января 2002 г.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх