ПОБЕДА:
1941-45

ГЛАЗАМИ
ПРЕССЫ

ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ

СТАРЫЙ
ГОРОД

НАШ
КРАЙ

ВНЕ
ВРЕМЕНИ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СТАВРОПОЛЬЯ - ОБЛАСТИ, ГУБЕРНИИ, КРАЯ...

На Ермоловском бульваре

Алла МОЩЕНКО

Как вместить 225 лет в пространство книги, как рассказать историю города на 200 страницах? Авторам издания "Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра" Николаю и Татьяне Блохиным это удалось.

Повествование развертывается по хронологической ниточке. Главными героями становятся время и место, главным композиционным принципом - воспроизведение механизма памяти. Слово авторов изобразительно-информационно, оно не несет оценочных характеристик. Названия семи разделов сборника говорят сами за себя: "От крепостной стены", "Главный проспект", "Здесь каждый дом - судьба", "Зодчие и ваятели Ставрополя"... Настоящим его украшением стал блок цветных вкладок - работы художника В. Орлова, на которых "Старый город" - наш Ставрополь.

С первой страницы и до самого конца словно стучит невидимый метроном, аккуратно выбрасывая очередную дату: год, месяц, число. Время живет, доказывает, узнается. На этом общем фоне возникают конкретные лица, биографии, достойные нашей памяти. Это и генерал-майор А. П. Ермолов - ровесник нашего города, не без гордости называвший себя проконсулом Кавказа. Именно его стараниями в 1824 году Ставрополь именным указом Александра I утвержден областным центром. И начальник Кавказской области Г. А. Емануэль, чей главный вклад в развитие Ставрополя - "забота водворить в нем чистоту и опрятность". И расторопный купец Волков, построивший в краевом центре первый каменный дом. И землемер Пичугин, сочинивший в 1805 году план города, и многие другие.

Здесь один абзац порой вмещает годы, эпохи. Перед нами разворачиваются наблюдения жизни: вот в городе появляются первые фонари, заправленные рыбьим жиром, вот - первый водопровод и первое дерево в Театральном сквере...

Ставрополь как бы объединяет два города: тот, что был, и тот, что живет сегодня. Два города, и все же один. Дело ведь не в зданиях, а в душе: через годы пронес Ставрополь свою суть, свой характер. В классической гармонии сплелись ритм и форма, изысканность и простота, сдержанность и непосредственность, монументальность и движение, мысль и чувство. Люди творили город руками и сердцем. Авторы не забыли об их обыденном и все же праздничном труде: о бригадире каменщиков А. Андрееве, мастере-лепщике А. Голубе, архитекторах Г. Кускове, Б. Будкевиче, садовнике Б. Новаке и многих других, которые своей жизнью украсили город. И нет в этих словах никакого преувеличения.

Особенности жанра требовали сосредоточенности исключительно на фактах и явлениях. За каждой скупой строкой - активный краеведческий поиск. Книга Блохиных самодостаточна, самостоятельна уже потому, что четко продумана группировка событий, иллюстраций, материалы живописны и точны в подробностях. Думаю, читатель получил серьезное и многоплановое исследование, а специалисты - обширный, энциклопедически интересный источник.

К каталогу публикаций рубрики •  Вверх