19:53, 31 августа 2023 года

Не только картины художников, но и прекрасная музыка привлекают людей в музей

Прекрасная музыка в блестящем исполнении - что еще нужно для ощущения полноты и радости жизни? Эти концерты ведет постоянная и как всегда вдохновенная хозяйка «Музыкальной гостиной» почетный деятель искусств СК, член Союза театральных деятелей РФ Галина Близно. Сегодня она гость «Ставропольской правды».

- Галина Андреевна, ваша необыкновенная «Музыкальная гостиная» поражает и удивительной «живучестью», и, конечно, самим фактом столь последовательной работы артистов в стенах музея. Как это у вас получается?

- История «Музыкальной гостиной» насчитывает уже более пятнадцати лет. Сначала было эпизодическое сотрудничество музыкантов с музеем, а потом оно стало регулярным и обрело форму «Музыкальной гостиной». Основателями проекта стали Олег Багдасаров и руководимый им камерный ансамбль «Элегия» концертно-творческого объединения «Аккорд». В состав ансамбля постепенно вливались известные в крае музыканты Сергей Петров, Иван Сердюк, Елена Астанкова, Анна Гаспарян. Лет 12 назад к коллективу в качестве ведущей присоединилась и я. Долгие годы выступления «Элегии» на площадке музея держались исключительно на давних и добрых дружеских связях с руководством музея Олега Багдасарова. С течением времени успех концертов и заинтересованность дирекции музея вылились в долгосрочный проект «Музыкальная гостиная».

- Молодцы и сами музейщики, пошедшие на такой контакт. Они могли бы просто приглашать для своих мероприятий самые разные творческие силы. Чем музею важна гостиная?

- Музей уловил правильный тренд – слияние разных искусств. Поначалу мы должны были как-то подстраиваться под новые выставочные проекты музея. Потом и мы, и они поняли, что это невозможно, поскольку мы бюджетная организация, работающая по утвержденному перспективному плану со всеми вытекающими…

Конечно, коллективу из шести человек было непросто поддерживать постоянный интерес зрительской аудитории, но мы искали и находили темы, которые могли бы удовлетворить запросы зрителя-интеллектуала. Так родились программы о жизни и творчестве Вертинского, Высоцкого, Тургенева, Лермонтова и другие, получившие большой общественный резонанс и сохраняющие свою актуальность и сегодня.

- Своим появлением эти программы обязаны творческому поиску режиссера-постановщика Галины Близно…

- Накопилось достаточно знаний, достаточно опыта работы, в том числе в качестве сценариста, режиссера и ведущей крупных всероссийских и международных мероприятий просветительского толка: презентаций книг, музейных выставок и выставок архивов выдающихся литераторов, литературных чтений, художественных программ к юбилейным торжествам ведущих российских деятелей культуры и искусства. В помощь и 15 лет работы руководителем муниципального Камерного театра, ориентировавшегося на шедевры мировой классики. Все это не могло не сказаться на работе «Музыкальной гостиной»: тот же гуманистический и просветительский посыл, та же планка духовных и эстетических ценностей. В сочетании с высоким профессионализмом и яркими индивидуальностями наших коллективов и исполнителей то, что мы делаем сегодня в гостиной, просто не имеет цены!

Я глубоко признательна нынешнему директору объединения «Аккорд» Эсмире Гончаровой, прекрасному специалисту и талантливейшему организатору, за умение не только поддержать и помочь реализовать оригинальные идеи, но и идти на определенный творческий риск в их осуществлении, привносить свежий, свободный от шаблонов взгляд со стороны. Благодаря этому в «Аккорде» и в одном из его долгосрочных проектов - «Музыкальной гостиной» - сегодня кипит бурная творческая жизнь.

- И новая обстановка в «Аккорде» явно способствовала новому развитию гостиной.

- Несомненно! Не в один час, но у нас возникла хорошая идея пустить на музейную площадку разные коллективы «Аккорда», привлекая к ежемесячным показам в музее известную капеллу «Кантабиле» с ее великолепными солистами и прекрасным камерным хором, казачий ансамбль «Наследие» с его ярким фольклорным репертуаром, популярный вокальный ансамбль «45-я параллель», группу «Ньютон» - в качестве инструментального состава, а там, где это возможно, и полноценной поп-рок-группы. Вот такая мощная у нас компания собралась. Все солисты получают возможность участия в каждой новой программе, это добавляет интереса слушателям и удовлетворения самим исполнителям. Более того, в прошлом сезоне в рамках гостиной мы устроили даже два персональных творческих вечера – лауреатов международных конкурсов Петра Лобача и Вадима Степаняна. Конечно, число посадочных мест ограничено, зато аудитория такая благодарная! Мы уже по-хорошему привыкли, что часто на наших программах зал просто встает в овациях.

- Как строится очередная программа, где берете идеи, может, отталкиваетесь от некой важной даты или это связано с художественной жизнью, поскольку это музей изоискусств?

- С одной стороны, обязательно учитываются всероссийские общественно-политические акции и крупные юбилейные даты в области культуры и искусства, мимо которых мы пройти просто не можем. С другой – возможности и интересы исполнителей. С третьей – необходимость планового обновления репертуара коллективов. Размышляя над всем этим, я предложила цикл программ «Легенды русской эстрады» с этаким подтекстом: дать нашим молодым исполнителям, работающим преимущественно с молодежной аудиторией, возможность и самим погрузиться в глубины музыкальной культуры. Ибо задача наша как учреждения культуры - сохранять, продвигать и пропагандировать национальные культурные традиции. Мы не можем только развлекать. Мы обязаны просвещать! Правда, первая фигура цикла - Пётр Лещенко - поначалу встретила отторжение, просто потому что исполнительская молодежь с этой культурой незнакома.

- Насторожились…

- Да! Пошли сомнения, мол, мы не сможем, и кто это будет слушать… Тогда я еще больше утвердилась в своей правоте. Попробовали. Получилось. Программа пошла на ура и у артистов, и у зрителей, став первой ласточкой нового цикла… Надо честно признать, что сегодня лишь единственный из российских телеканалов сохраняет приверженность классике – канал «Культура». На остальных мы ее утрачиваем катастрофически. А чтобы сделать классику вновь привлекательной, доступной и популярной, необходимо соблюдать баланс между просвещением и развлекательностью.

- В конце концов, на любой концерт люди все-таки приходят от-ды-хать.

- Конечно. А тут – «Музыкальная гостиная», воскресенье, музейная атмосфера… Они и настраивают на, скажем так, красивый отдых, отдых души. Вспоминаю нашу пушкинскую программу «Мимолетное виденье» в июне этого года. Казалось бы, простенькая программа из десятка небольших романсов вроде «Я помню чудное мгновенье…», рассчитанная на тридцать минут, шла полтора часа! Мы посвятили ее прототипам женских образов в поэзии Пушкина. Народ был в восторге. Некоторые искренне изумлялись: как можно с таким небольшим исполнительским составом так неожиданно интересно рассказать о Пушкине?! Вот вам пример и просвещения и развлечения одновременно.

- Как к вам относятся сами хозяева - музейщики? Они вас как воспринимают – вы просто пришли «пошуметь» в музейной тиши или?..

- Начнем с того, что официально наша работа оформлена как совместный проект «Аккорда» и музея. Посетитель одновременно покупает билет и на концерт, и на экскурсию по музею. И музейщики, предоставляя площадку, не могут не видеть, насколько популярна гостиная у посетителей. Каждая встреча имеет без преувеличения феноменальный успех. Взять хотя бы недавние программы «Магомаев» или «Отец и сын Дунаевские»… Был шквал оваций. Мы все были просто поражены и порадовались отзывчивости нашей публики.

- Наверняка и для артистов атмосфера музея тоже играет совершенно особую роль.

- При всей их огромной загруженности на разных площадках выступления в гостиной становятся, конечно, определенным событием. Артисты живо откликаются на идею, мало того, с удовольствием используют освоенный здесь репертуар в дальнейшей творческой работе! И надеюсь, поминают меня добром. И ценят и музейную атмосферу, и особенную музейную аудиторию, которая, как ни крути, отличается от аудитории обычного зала в ДК.

- Тут стоит вспомнить такую вещь, как камерность этих встреч. А камерность подразумевает обоюдное взаимовлияние, в ней и артист, и зритель так близко друг от друга, они словно попадают в некое магическое облако…

- Безусловно, такое общение дорогого стоит. Зрители буквально рядом, они могут запросто подойти к нам и спросить, когда увидимся снова. Энергия такого выступления возвращается артисту от зрителя десятикратно, исполнители буквально окутаны зрительской любовью. В такие минуты особенно остро понимаешь, зачем ты живешь.

- Вспоминая с удовольствием прошедший сезон, строите новые творческие планы в гостиной?

- Среди планов концертная программа «Леонид Утесов». Далее есть задумка возвратиться к теме Высоцкого. Правда, Высоцкого не каждый споет. Кто-то просто «рычит» в подражательной манере, многие поют, как умеют, или так, как их учили в музыкальном вузе. Словом, непростая задача, но увлекательная для наших вокалистов возможностью попробовать себя в речитативе под гитару, в жанре авторской песни, исполняемой от души, чтобы публика слышала не столько голос, мелодию, сколько содержание песен. Кроме того, среди песен Высоцкого есть такие, которые вообще мало известны в отличие от часто исполняемых. Есть пласты, которые нужно приоткрыть.

- Не могу не спросить, в сегодняшних условиях должна ли в ваших программах как-то отражаться тема патриотизма, верности?

- Мне, дочери офицера Советской армии, участника войны, эта тема очень близка. И, наверное, поэтому последние годы я с болью наблюдала, как песни военных лет – святое в памяти нашего народа – зачастую исполнялись в «облегченном» или, как казалось исполнителям, «современном» виде. Выходят полуголые девочки в солдатских пилотках и что-то сексуально мурлычут о фронтовой любви… Или самовлюбленные мальчики – себя показать и на других посмотреть. Я сейчас не имею в виду нашу периферию, где к военной теме традиционно относятся достаточно деликатно, я говорю об эстраде на российских телеканалах. Мы словно «хорошо забыли», что война – это всенародное бедствие, смерть, кровь, боль, увечья, голод, разруха, дети-сироты, трагедии родных и близких, исковерканные и растоптанные человеческие судьбы… В противовес «военному» гламуру весной этого года мы с ансамблем «45-я параллель» задумали и осуществили программу «За веру! За Отчизну! За любовь!». В ней, опираясь на фронтовые письма Великой Отечественной и СВО, мы говорили правду о войне, какой бы страшной она ни казалась. И мы не проиграли. Многие в зале, включая мужчин, плакали. Думаю, мы попали в точку.

- Галина Андреевна, у вас в музее – уникальная площадка, которую обязательно нужно сохранять.

- Уверена, что наши программы имеют реальное и действенное общественно-политическое и просветительское значение. Мы стараемся вкладывать в них глубину постижения сегодняшнего мира – и в историческом, и в философском аспектах. Словно раздвигаем пространство музейного зала и пространство представляемого художественного материала, обращаясь к вечным общечеловеческим ценностям и основам бытия. И в этом видим высший смысл и значимость нашей работы.

P.S. Совсем скоро стартует новый сезон встреч в «Музыкальной гостиной» изомузея, встреч, полных неповторимого шарма уже в силу «намоленных» красотой залов. Кажется, здесь и сами шедевры искусства уже замерли в ожидании чарующих звуков музыки.

«Музыка среди шедевров живописи»
Газета «Ставропольская правда»
2 сентября 2023 года