В работе с детьми-инвалидами эффективно объединяют усилия три краевых министерства
Организацию обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях Ставропольского края обсудили участники очередного заседания координационного совета по делам инвалидов при губернаторе Ставропольского края. Встреча проходила под председательством заместителя министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Людмилы Шагиновой. Заседание на этот раз прошло в выездной форме: члены совета посетили специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 5 в селе Сенгилеевском.
Как отметила Людмила Шагинова, по решению координационного совета в послепандемийный период возобновлена выездная форма проведения заседаний, чтобы каждый раз рассматривать актуальные вопросы на живых примерах реальной работы. Не случайно именно с такой целью для членов координационного совета директор школы Светлана Скоромная провела обзорную экскурсию по образовательному учреждению, где сегодня в рамках нацпроекта «Образование» созданы современные условия для качественного улучшения образовательного процесса: проведен капитальный ремонт, закуплено современное оборудование, осуществлено подключение к интернету, оборудованы замечательные мастерские, учебная теплица, места отдыха. Здесь участники встречи смогли воочию увидеть не только то, как обустроено учебное заведение, но и почувствовать его по-настоящему творческую атмосферу. Главный вывод от увиденного: несмотря ни на какие трудности национальные проекты России успешно работают, приносят реальные результаты. Как подчеркнула Л. Шагинова, при этом наглядно убеждаешься, что мало иметь денежные средства, новое оборудование и так далее, нужен именно такой подход, какой проявляют в этом коллективе:
- Это подход людей, знающих и любящих свое дело. Они не ограничиваются рамками реализуемых проектов, но и вносят свой интересный опыт, разрабатывают инновационные подходы к воспитанию и образованию детей с ОВЗ. При серьезной поддержке государства такой подход дает особенно ощутимый успех. Да, пока еще не у всех учреждений есть такие возможности, которые появились в этой школе, но мы к этому стремимся, на это и направлена вся наша работа.
Сегодня в Ставропольском крае развивается система образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Разработана нормативно-правовая база по выявлению детей с особыми потребностями, действует Комплекс мер по обновлению материально-технической базы учреждений в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В межведомственный комплекс мер входят мероприятия по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, повышению доступности среднего профессио-нального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их профориентации и занятости. Также на уровне трех краевых ведомств (министерство образования, министерство здравоохранения и министерство труда и социальной защиты населения) разработан региональный Комплекс мер по созданию условий и повышению доступности отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на период до 2030 года.
В системе дошкольного образования края функционируют 14 государственных дошкольных организаций, в которых в 2022/23 учебном году получают образование по адаптированным программам 765 детей с ОВЗ и инвалидностью, и 190 муниципальных, в которых создано 569 групп компенсирующей и комбинированной направленности. Дошкольное образование в них получают более 6 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью.
Система общего образования края включает все формы: в муниципальных школах как инклюзивно, так и интегрированно в 2022/23 учебном году с 1 по 11-й класс обучаются 9932 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 4687 детей-инвалидов (в 2021/22 учебном году обучалось 9443 ребенка с ОВЗ, из них 4588 детей-инвалидов). Развитие интегрированного обучения детей с особыми потребностями происходит через создание специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах. В текущем учебном году функционирует 519 таких классов для детей с ОВЗ, имеется практика открытия коррекционных классов для детей с умственной отсталостью (203 класса). Индивидуально на дому обучаются 4316 детей с ОВЗ.
В крае функционируют 26 коррекционных общеобразовательных организаций: 17 школ-интернатов для детей с умственной отсталостью, 2 школы-интерната для детей с нарушением слуха, 2 школы-интерната с нарушением зрения, а также школа-интернат с нарушением опорно-двигательного аппарата, школа-интернат с нарушением речи, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дети с умственной отсталостью), санаторная оздоровительная школа-интернат для детей с туберкулезной интоксикацией (закрытой формы). В них обучается 2881 ребенок.
В рамках реализации регионального проекта «Модернизация школьных систем образования» 4 коррекционные школы края обновили свою материально-техническую базу. Идет последовательная работа по формированию системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специализированной помощи. Службы ранней помощи открыты в 65 образовательных организациях. На базе 6 образовательных организаций края успешно функционируют ресурсные центры ранней помощи. Министерствами труда, здравоохранения и образования ведется работа в электронной системе «Индивидуальная программа ранней помощи» (ИПРП), предусматривающая единый комплексный подход к сопровождению детей, нуждающихся в ранней помощи. Программа позволяет планировать и отслеживать реализацию мер, принимаемых специалистами по реабилитации и абилитации детей от 6 месяцев до 3 лет. В структуре образовательных организаций также созданы центры, способствующие ранней коррекции нарушений здоровья детей.
Как отмечалось на заседании совета, в инклюзивной вертикали важным звеном на пути к самостоятельной жизни является профессиональное образование детей с ОВЗ и инвалидностью. Профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на Ставрополье осуществляется в соответствии с подпрограммой «Развитие профессионального образования» государственной программы Ставропольского края «Развитие образования».
Опытом обучения получателей социальных услуг из числа детей-инвалидов и молодых инвалидов на заседании координационного совета поделилась заведующая отделением психолого-педагогической помощи Дербетовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Наталья Бондарева. Сегодня в нем проживают более ста человек - дети и молодые люди от 4 до 23 лет. А в отделении реабилитации молодых инвалидов проживает 61 человек с психическими заболеваниями от 18 до 40 лет. По мнению специалистов, в Дербетовском детском доме-интернате сложилась целостная система воспитания, образования и социальной реабилитации. Здесь создана полноценная предметно-развивающая среда, имеется современное медицинское оборудование, необходимые технические средства реабилитации. Помимо образовательного и коррекционно-развивающего направления организована разнообразная внеурочная работа с воспитанниками. Кроме того, важно подчеркнуть, что с наступлением совершеннолетия воспитанников их психолого-педагогическое сопровождение не прекращается, а продолжается на основе эффективных практик развития. Педагоги-воспитатели уверенно отмечают: для детей с различными нарушениями, в том числе интеллектуальными, возможность учиться, безусловно, позволяет овладевать общепринятыми социальными нормами, а также теми познаниями и навыками, которые помогают им эффективно функционировать в обществе.
На заседании координационного совета также была рассмотрена информация министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края о мониторинге доступности объектов транспортной инфраструктуры и транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения, проведенном в январе-феврале текущего года межведомственной рабочей группой. Отмечены основные недоработки в деле обеспечения доступности этих объектов, выражены конкретные пожелания по их преодолению.
По итогам заседания координационного совета приняты решения, которые направлены ответственным исполнителям. Практика показывает, что именно межведомственное взаимодействие, развиваемое министерствами соцзащиты, образования и здравоохранения края по актуальным направлениям текущей жизни населения, стало наиболее эффективным методом решения проблем. Координация усилий позволяет успешно справляться со многими важными задачами.
24 марта 2023 года