Такая сложная декларация, или Чем чреваты ошибки при её заполнении
Ежегодно около двух миллионов государственных служащих нашей страны подают декларации о доходах. Изложенные в них сведения анализируют и проверяют на предмет своевременности их подачи и полноты сведений. Кто этим занимается, на Ставрополье в частности?
Кто должен отчитаться о доходах
Рассказывает руководитель структурного подразделения по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства Ставропольского края Юлиана Радченко:
- Давайте сначала напомним, кто должен подавать такие декларации, официально они называются «Справка о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера». Форма такой справки утверждена Указом Президента Российской Федерации № 460. На Ставрополье к числу лиц, представляющих декларации о доходах, относятся лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие. К кругу лиц, представляющих сведения о доходах, также отнесены руководители государственных и муниципальных подведомственных учреждений, в том числе директора школ, главные врачи больниц. В соответствии с законодательством в каждом государственном органе и органе местного самоуправления определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений. В их должностные обязанности и входит контроль за своевременностью подачи и полнотой сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Анализ и проверка: в чем разница
Кстати отметим, что работа по заполнению декларации непростая, как и анализ, и проверка изложенных в них сведений. Потому что должностное лицо должно отчитаться не только о своих доходах и тратах, но и о доходах и расходах супруга или супруги и несовершеннолетних детей. Такой порядок существовал не всегда. До 2009 года чиновники представляли сведения только на себя. Тогда и форма справки была другой. А после принятия закона о противодействии коррупции (речь о Федеральном законе № 273) круг декларантов был расширен: в него включены и близкие родственники.
- В законодательстве о представлении сведений о доходах и расходах, - подчеркивает Ю. Радченко, - практически каждый год происходят какие-то изменения. То есть уже много лет идет совершенствование и становление данной нормы. И направлено оно на контроль как за доходами, так и за расходами. Так, в 2017 году был введен раздел о безвозмездном отчуждении имущества (например, дарение транспортного средства).
Так что сложностей при заполнении декларации хватает. Бывают и простые ошибки. Их было особенно много, когда декларации заполнялись от руки, вспоминает Ю. Радченко, вплоть до того, что декларанты неправильно писали собственную фамилию, отчество детей. Очень часто ошибаются в датах отчетного периода, особенно претенденты на должности, для них такая процедура тоже обязательна. В 2021 году будут представляться сведения по состоянию на 31 декабря 2020 года. По состоянию на сегодняшний день мы вернулись к привычному сроку – декларации должны быть представлены до 30 апреля.
И еще. Не нужно путать два понятия - «анализ» и «проверка».
- Анализ, - объясняет Ю. Радченко, - это сопоставление тех сведений, которые были поданы ранее, и представленных в текущем году. Например, мы или кадровые службы видят, что какое-то имущество было в прошлом году, допустим, транспортное средство, а в следующем году его уже нет и не указан доход от его продажи. Анализируются все поданные декларации, а проверке подлежат те чиновники, в декларациях которых в ходе анализа выявлены ошибки или нарушения. Чтобы инициировать проверку, нужны достаточные основания, представленные, подчеркнем, в письменном виде. Проверка может проводиться и по сведениям, представленным правоохранительными органами (они, кстати, предоставляют такую информацию очень часто), должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, СМИ. Особо отмечу, что прокуратура как надзорный орган может в любой момент проверять полноту сведений о доходах.
В ходе проверки - продолжим пример с машиной - нужно будет выяснить: принадлежала ли она должностному лицу на самом деле на праве собственности, он ее продал и получил доход или он ее подарил и дохода не получил.
Забывать - себе дороже
Что же подлежит декларированию? Это все доходы, ценные бумаги, банковские счета, все недвижимое имущество, все транспортные средства, которые не сняты с учета. Пусть даже это транспортное средство не эксплуатируется. Все земельные участки любой площади, и не важно, используются они по назначению или нет.
А что скрывают госслужащие и другие декларанты? По данным структурного подразделения по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства Ставропольского края, сотрудники которого анализировали и проверяли декларации в течение последних пяти лет, были выявлены наиболее типичные нарушения. Скрывают доходы, чаще доходы родственников, доходы от продажи движимого и недвижимого имущества, собственно сами объекты недвижимости и транспортные средства, находящиеся в собственности. Очень часто нарушения связаны с банковскими счетами. Указывают не все, а нужно даже те, остатки по которым - ноль рублей ноль копеек. Не всегда указывают доходы, полученные от банковских счетов. Не указывают недвижимость в пользовании, а ведь именно здесь возможно отследить конфликт интересов.
Выходит, что чиновник должен помнить обо всем своем имуществе и всех банковских операциях. По словам Ю. Радченко, забывают о небольших строениях, старых дачах, которыми много лет не пользуются, о прицепах к транспортным средствам. Хотя вроде все просто: все имущество, которое подлежит декларированию, указано в форме справки, утвержденной Указом Президента РФ № 460, нужно просто открыть и посмотреть, что подлежит декларированию.
Забывчивость для чиновников обходится дорого. В ходе декларационной кампании 2020 года представили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год более 12 тысяч должностных лиц, в том числе лица, замещающие государственные должности Ставропольского края и муниципальные должности в крае, государственные гражданские служащие края и муниципальные служащие муниципальной службы Ставрополья, руководители государственных и муниципальных учреждений. Сведения о доходах представляли и лица, замещающие муниципальные должности. Таких деклараций было более 1100. Поступило более 1500 уведомлений об отсутствии сделок, превышающих доходы лиц, замещающих муниципальные должности сельских поселений. По результатам проверок по обращению губернатора Ставропольского края за недостоверные сведения о доходах судом приняты решения о досрочном прекращении полномочий в отношении пяти муниципальных депутатов.
За сведениями в интернет
...Мы привыкли за последние годы, что доходы чиновников публикуются в интернете. Это тоже делается в соответствии с российским законодательством. Кто интересуется, сам может посмотреть. А отличаются ли сведения, которые записаны в декларации и поступают в кадровую службу, от тех, которые должностные лица обязаны опубликовать в интернете?
- Круг сведений о доходах, которые подлежат опубликованию, - рассказывает Ю. Радченко, - несколько уже, чем те, что представляются в кадровую службу. Но они берутся из той же справки, которую сдают декларанты. И еще одно отличие. При размещении в интернете сведений о доходах и расходах нужно также соблюсти требования законодательства о защите персональных данных. Именно поэтому не публикуются имена, отчества, фамилии супругов, не публикуются адреса недвижимого имущества.
Не допускать ошибок впредь
Новшества законодательства бывает трудно реализовать на практике. Как справиться с этой проблемой?
Такая проблема действительно существует, не скрывает Ю. Радченко. И помочь в ее решении может только масштабная разъяснительная работа. В последнее время каждый год Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое официально занимается толкованием законодательства о противодействии коррупции, готовит методические рекомендации по заполнению справок о доходах. Эти методические материалы размещены на сайте Минтруда.
- Кроме того, мы также их размещаем на портале органов государственной власти, - говорит Юлиана Радченко. - И каждый год по результатам анализа, проверок мы готовим обзор недостатков и нарушений, которые были допущены в ходе каждой декларационной кампании в Ставропольском крае. Делается это для того, чтобы обратить внимание должностных лиц именно на часто встречающиеся ошибки и не допустить их повторения впредь. Мы проводим и семинары, совещания с должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, на которых рассказываем, как будет вестись эта работа в нынешнем году, еще раз напоминаем порядок заполнения декларации, обращаем внимание на детали, на которые у наших декларантов есть своя точка зрения. Например, у должностного лица есть имущество, которое не приносит ему никаких дивидендов, но его тоже нужно включать в декларацию, потому что любое имущество подлежит указанию в справке о доходах. Дивиденды ни при чем, ключевой факт – это факт наличия собственности.
Должностное лицо обязано в декларации заполнить и раздел «Сведения о расходах», в том случае если оно совершило крупную сделку, к примеру, было приобретено имущество: автомобиль, квартира, дом, земельный участок и так далее на сумму, которая превышает совокупный доход чиновника и супруги/ супруга за три года. Таким образом отслеживается разница между доходами и расходами. И здесь уже запускаются те механизмы, которые позволяют установить, соответствуют ли расходы доходам или превышают их. Поэтому обращается особое внимание на завышение доходов, чтобы в последующем не было попыток незаконного обоснования расходов.
Нужно фиксировать и все денежные переводы на свою карту, карты супруги, несовершеннолетних детей и указывать их в справке о доходах. Все это считается доходом, хотя зачастую деньги перечисляются близким родственникам. Речь идет о финансовой грамотности, умении распоряжаться и своими счетами, и своими банковскими картами.
А какова ответственность за ошибки в декларации или за сокрытие доходов? Мера ответственности определяется с учетом всех обстоятельств, которые были изучены в рамках проверки. Начинается с замечания, выговора и вплоть до увольнения по утрате доверия с последующим включением в федеральный реестр уволенных по утрате доверия.
Так что лучше при заполнении декларации о доходах ошибок не делать и учиться на чужих ошибках.
* * *
За 2020 год в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления проведены антикоррупционные проверки в отношении более 600 должностных лиц. На заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов было рассмотрено порядка 1900 вопросов, касающихся представления недостоверных или неполных сведений о доходах, несоблюдения требований к служебному поведению и так далее. По результатам проверок и заседаний комиссий по урегулированию конфликта интересов в текущем году применены меры ответственности в виде замечания или выговора больше чем к 300 гражданским и муниципальным служащим. Пять должностных лиц в органах исполнительной власти края и муниципалитетах края были уволены в связи с утратой доверия.
В 2021 году был подготовлен проект краевого закона о проверках ограничений, запретов, требований о предотвращении конфликта интересов (возникновении личной заинтересованности) в отношении муниципальных глав и депутатов. Это настоящая новация даже в масштабах всей страны. Ведь всего в нескольких субъектах Российской Федерации приняты такие законы… Сделано это по законодательной инициативе губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова. Разработчики, сотрудники структурного подразделения по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства Ставропольского края, исходили из того, что действующее федеральное законодательство регулирует только порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицом, замещающим муниципальную должность, за что предусмотрена и мера ответственности. Новый законопроект предлагает создать понятный и прозрачный порядок проверки также ограничений, запретов, требований по урегулированию конфликта интересов (личной заинтересованности), это, например, аффилированность, родственные связи и так далее. Законопроект не только подготовлен, но и уже принят. Убеждена, что с принятием закона работа по реализации антикоррупционной политики в муниципалитетах выйдет на новый уровень. Проверки перейдут на краевой уровень, и это повысит их эффективность.
Для тех, кому интересно: Закон Ставропольского края от 20.07.2017 N 92-кз (ред. от 05.02.2021) «О некоторых вопросах, связанных с соблюдением ограничений, запретов, исполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае».
17 марта 2021 года