08:02, 12 ноября 2019 года

Ставропольский бизнес стал активнее внедрять в работу цифровые решения

О том, какие отрасли региональной экономики оказались наиболее чувствительны к цифровизации и вообще насколько ставропольский бизнес технологичен в современном понимании этого слова, мы сегодня беседуем с директором по работе с корпоративным и государственным сегментами Ставропольского филиала ПАО «Ростелеком» Мурадом Айдемировым.

- Одним из исторических профилей экономики нашего края остается сельское хозяйство. И в обывательском представлении (которое уже вполне может быть ошибочно) эта отрасль у нас довольно инертна. Безусловно, и в растениеводстве, и в животноводстве применяется современное «умное» оборудование, но многие процессы по-прежнему завязаны на человеке и, соответственно, зависят от пресловутого человеческого фактора. На слуху пока остается лишь бахча Пономарёвых, объявившая недавно о внедрении ряда цифровых решений...

- Готов в определенной степени поспорить. Нужно уходить от восприятия аграриев как «темных людей», далеких от прогресса. На самом деле агропром – одна из тех отраслей, которая сейчас очень стремительно движется к цифровизации. Если говорить о Ставрополье, то абсолютное большинство предприятий АПК используют в работе современные технологии и с каждым годом автоматизируют все больше процессов. Ведь посмотрите: не так много хозяйств и предприятий в крае остаются существовать обособленно, многие становятся частью более крупных объединений, где уже просто не стоит вопрос целесообразности применения цифровых решений.

Есть отчетливое понимание, как много актуальных вопросов можно решить за счет этого, получив наряду с удобством еще и выгоду. К примеру, автоматизированный сбор и обработка информации позволяют минимизировать или вовсе забыть о таких проблемах, как устаревшие карты полей, хищение топлива, средств защиты растений или посевных материалов. С помощью цифровых решений можно практически полностью исключить технологические нарушения, например, в соблюдении скорости работы полевой техники. Потому именно в сельском хозяйстве сейчас больше всего интересных проектов с точки зрения искусственного интеллекта. АПК скоро станет очень «умным». Это, конечно, будущее, но оно очень быстро приближается.

- Приведёте пару примеров?

- У нас в разработке есть проект, реализуемый для одного из агрохолдингов и предполагающий чипирование крупного рогатого скота. Суть в том, что безболезненно вживленный в ухо животного чип в режиме онлайн информирует не только о его геолокации, но и ведет сбор и передает на обработку параметры его здоровья и производительности. Понятно, какие широкие возможности это дает: любое отклонение от нормы или выбранного сценария будет тут же зафиксировано, а значит, можно оперативно предпринять необходимые действия по нормализации процессов.

Обратимся к растениеводству и интенсивно развивающемуся сейчас овощеводству. Мобильные метеостанции можно легко оснастить датчиками, которые будут аккумулировать огромный массив данных. Например, покажут уровень влажности почвы и воздуха, параметры освещения, что позволит оптимально скорректировать сезонный план по выращиванию культур. Еще недавно все эти замеры с той или иной долей достоверности делали люди, которые ездили по полям и теплицам, тратили много времени и сил...

Что касается упомянутой вами бахчи в Грачевском районе, то пока для Ставрополья это показательный проект по цифровизации, но скорее в сфере агротуризма. Здесь теперь созданы комфортные условия для досуга людей, в том числе бесплатный wi-fi с пропускной способностью доступа в интернет до 100 Мбит/сек. Но вместе с тем принципиально повышена степень безопасности объекта. Там уже насущной необходимостью стали сервисы видеонаблюдения и видеоаналитики, которые позволяют руководству наблюдать онлайн за тем, что происходит на территории, следить за безопасностью, оценивать работу персонала и получать информацию о количестве посетителей. К слову, в фермерском хозяйстве Пономарёвых прорабатывается идея внедрить цифровые решения и в процесс производства бахчевых и других выращиваемых там культур.

- А вообще спрос бизнеса на технологии как-то ранжируется по отраслям или в зависимости от масштабов деятельности?

- Безусловно, потребности разных отраслей экономики неодинаковы. Везде, конечно, по-прежнему актуальны классические телекомуслуги, но исключительно как базовая инфраструктура для огромного количества дополнительных сервисов. То есть сейчас речь уже идет не столько о самих продуктах, сколько о способах и целях их применения.

Например, в ритейле или сфере услуг сохраняется спрос на корпоративный wi-fi и телевидение, которое мы, к слову, можем предоставлять как на собственной сети, так и на сети стороннего провайдера. Сегодня в Ставропольском крае все чаще становятся востребованными услуги дата-центров или виртуальных АТС. А сфера использования видеокамер давно переросла классическое охранное видеонаблюдение: сервисы на основе видеоаналитики оказались интересны по очень многим направлениям, и камера становится одним из элементов системы вместе с технологиями передачи, хранения и обработки данных. К примеру, предлагаемое нами решение позволяет следить за тем, чтобы сотрудники при входе в особые зоны на предприятии соблюдали надлежащую экипировку.

Крупным компаниям, в том числе финансово-кредитным учреждениям, кроме стабильных каналов связи, важна защищенность. И здесь «Ростелеком» - крупнейший игрок на отечественном рынке - предоставляет как классические инженерные услуги по построению защищенных систем, так и более комплексный сервис по обеспечению информационной безопасности.

- Таким образом, мы подходим к такому распространенному сейчас понятию, как экосистема. Все больше крупных компаний в сфере услуг работают над их созданием. Здесь важен не сам обособленный продукт, а решение насущных проблем клиента, так?

– Все правильно. «Ростелеком», который в силах обеспечить цифровые решения бизнесу любого масштаба и сферы деятельности, первостепенной ставит задачу помочь клиенту оптимизировать и улучшить рабочие процессы. То есть мы даем не просто набор цифровых технологий или инструментов, которые заказчик еще должен научиться эффективно применять, ставка делается на целостное решение какой-то конкретной проблемы, на облегчение функций управления производственными и административными процессами. Проще говоря, мы проводим экспертизу всех перспективных наработок и предлагаем клиентам воспользоваться готовыми решениями.

Кому-то вполне достаточно коробочных продуктов. В «Ростелекоме» они разработаны так, что оптимально подходят для массового сегмента как с точки зрения «железа», так и сервиса. При этом комплекс оказываемых телекомуслуг всегда можно дополнить. Такой подход обеспечивает готовое проверенное решение по низкой цене.

Если же говорить про крупный корпоративный сегмент, то тут не обойтись без индивидуальной работы и нашей адаптации под потребности клиента. Каждое большое предприятие специфично, работает по своим циклам. Кто-то уже имеет ряд решенных вопросов, и мы интегрируемся в них. А кому-то, напротив, нужно создавать систему с нуля, и тут коробочные решения точно не сработают. Кроме того, подобный процесс сложный и предполагает привлечение сторонних подрядчиков, разрабатывающих необходимые программные продукты или ведущих строительство. И мы ни в коем случае не обременяем клиента переговорами, а выступаем для заказчика единым окном для удобства коммуникаций, расчетов и решения вопросов по строительным и пусконаладочным работам. Также в «Ростелекоме» создана и уникальная экосистема сервисов кибербезопасности.

- Эту тему невозможно обойти вниманием. Осознание непредсказуемых по масштабу и потерям угроз уже пришло к ставропольскому бизнесу? Или превентивные меры пока не популярны, а вспоминают о них, когда уже что-то случилось?

- Можно посмотреть немного под другим углом. Ментальность отечественного бизнеса в какой-то степени еще по-прежнему играет роль, и многие действительно начинают защищаться, когда уже что-то потеряли. Реальность такова, что DDOS-атаки, нарушающие доступность интернет-сервисов, халатность персонала при обращении с информацией, утечки конфиденциальных данных - с этими проблемами сталкивается все большее число предприятий, где бизнес-процессы уходят в «цифру». Поэтому все чаще мы наблюдаем не отсутствие защиты, а некое разочарование в эффективности собственных усилий и постепенную миграцию за услугами к профессионалам.

Ведь меры для обеспечения информационной безопасности ставят перед собственником бизнеса дополнительные вопросы. Закупка оборудования и программного обеспечения даст результат только при условии наличия компетенций у имеющихся в компании специалистов. Поначалу многим кажется, что человек, работающий в подчинении годами, надежнее. Но при этом нельзя забывать, что киберпреступники бесконечно наращивают сложность своих методов. Это отнюдь не преувеличение, и IT-специалисту отдельно взятой организации достаточно проблематично отслеживать, какой арсенал в последнее время используют злоумышленники и какие меры противодействия известны на сегодняшний день.

Кроме того, нельзя игнорировать и такой аспект, как жесткие требования законодательства в сфере информационной безопасности. Здесь также зачастую не обойтись без специалистов или сторонней помощи.

- То есть региональный бизнес уже вполне готов делегировать такие деликатные вопросы, как кибербезопасность? И самое главное - готов платить за это?

- Как я уже сказал, современный уровень опасности побуждает к тому, чтобы довериться профессионалам. При этом, если рассмотреть вопрос в экономическом аспекте, то по факту оказывается, что для собственника бизнеса кибербезопасность на аутсорсинге более комфорт-на и цивилизованна. Если посчитать стоимость владения собственной инфраструктурой и сравнить эти затраты с сервисной моделью, расходы на последнюю будут зачастую ниже. А вот качество услуг заметно выше, ведь провайдер может обеспечить непрерывный мониторинг и удобное управление системами информационной безопасности. К этому процессу привлечены квалифицированные специалисты, которые постоянно обучаются. А солидный опыт работы с различными секторами экономики позволил нам накопить багаж знаний и навыков, позволяющий реагировать на угрозы в максимально сжатые сроки.

К тому же за счет гибких сценариев обслуживания есть возможность избежать неоправданных расходов. Заказчик может подключить одну или несколько опций и настроить их с учетом задач и масштаба своего бизнеса. Например, можно провести анализ и определиться, нужна ли защита от внешних угроз или более критичны утечки информации через внутренние каналы.

- Преимущества «Ростелекома» в развитой инфраструктуре на Ставрополье очевидны – оператор чуть ли не единственный в регионе работает в отдаленной глубинке. Более того, компания сейчас реализует несколько глобальных проектов, подразумевающих, что доступ к сети вскоре будут иметь все образовательные и медицинские учреждения в крае. Скажется ли это на возможностях, доступных сельскому бизнесу?

- Да, при том что мы имеем довольно развитую сеть по всей территории Ставропольского края, есть еще поселки, где нужна оптика. Хотя география таких мест с каждым годом сокращается, до сих пор сеть не везде делает возможным доступ к современным сервисам. Задачи по максимальному проникновению высокоскоростного интернета, как известно, поставлены на федеральном уровне.

Потому в региональной повестке актуальными остаются вопросы устранения цифрового неравенства и создания современной телекоммуникационной инфраструктуры для госорганов, медучреждений и школ. Ставропольский филиал модернизирует техническую инфраструктуру, и именно она в долгосрочной перспективе будет служить платформой для реализации в крае ключевых направлений нацпроекта «Цифровая экономика», где «Ростелеком» выступает одним из главных исполнителей. Качественные сети, конечно, станут базой для развития новых проектов и внедрения услуг, необходимых для комфортной жизни современного человека – в быту, бизнесе и т.д. Ведь по большому счету наша главная задача заключается как раз в том, чтобы инфраструктура и услуги не просто существовали, а реально помогали клиентам качественно развиваться, двигаться вперед и успевать за темпами современного мира.

«Будущее, которое становится настоящим»
Газета «Ставропольская правда»
12 ноября 2019 года