08:21, 18 сентября 2019 года

Валерий Калугин реабилитирован полностью

Происшествие привлекло внимание общественности, поскольку впоследствии появились предположения, что на момент ДТП автомобилем управлял Валерий Владимирович Калугин, являвшийся в то время председателем комитета по законодательству и государственному строительству Думы Ставропольского края, прокурор Ставропольского края в отставке.

24 ноября 2012 года без проведения в полном объеме доследственной проверки, предусматривающей в числе прочих мероприятий, как правило, обязательные автотехническую и транспортно-трасологическую экспертизы, на основании выводов которых могло было быть установлено соответствие или несоответствие действий водителя требованиям Правил дорожного движения РФ в данной дорожной ситуации и наличие прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями, при отсутствии предусмотренных законом достаточных оснований, указывающих на наличие признаков преступления, в отношении В.В. Калугина было незаконно и необоснованно возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.

На эту тему в средствах массовой информации стали появляться многочисленные публикации, в которых некомпетентными в правовых вопросах авторами излагались их субъективные, ничем не обоснованные и не подтвержденные мнения о заведомой виновности Калугина Валерия Владимировича в совершении противоправного деяния.

6 февраля 2013 г. в нарушение норм уголовно-процессуального законодательства, при отсутствии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, без установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, было вынесено постановление о привлечении В.В. Калугина в качестве обвиняемого по ч. 3 ст. 264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, и избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, которой на длительное время были необоснованно ограничены права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Расследование уголовного дела продолжалось более четырех лет, и за это время были назначены и проведены помимо иных только семь автотехнических экспертиз, при проведении которых все эксперты однозначно приходили к выводам об отсутствии несоответствий действий В.В. Калугина требованиям Правил дорожного движения РФ в сложившейся дорожно-транспортной ситуации, что в свою очередь безусловно свидетельствовало об отсутствии в его действиях состава преступления, в совершении которого ему незаконно и необоснованно было предъявлено обвинение.

Сторона защиты всякий раз возражала против назначения очередной автотехнической экспертизы, поскольку никаких предусмотренных законом оснований для назначения повторных экспертиз не имелось и необходимые выводы уже были сделаны при проведении предыдущих исследований, но следственные органы по указанию прокуратуры, осуществляющей процессуальный контроль за их деятельностью, не принимали во внимание доводы стороны защиты, назначая очередную однотипную автотехническую экспертизу, не желая соглашаться с предыдущими заключениями экспертов, которые их не устраивали, поскольку опровергали предъявленное обвинение.

Еще на стадии предварительного расследования следственным управлением Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю уголовное дело в отношении В.В. Калугина неоднократно (четыре раза) прекращалось по реабилитирующим основаниям – за отсутствием в его действиях состава преступления, однако, несмотря на то что ни в одной из проведенных экспертиз не содержалось выводов о несоответствии действий водителя В.В. Калугина требованиям Правил дорожного движения РФ, в декабре 2016 года уголовное дело при полном отсутствии доказательств, свидетельствующих о виновности В.В. Калугина в совершении преступления, все же по настоянию прокуратуры Ставропольского края было передано для рассмотрения в Андроповский районный суд Ставропольского края.

Рассмотрение уголовного дела в суде длилось почти год и закончилось 15 декабря 2017 года вынесением единственно возможного, справедливого и законного решения - постановлением оправдательного приговора.

Прокуратура, не согласившись с оправдательным приговором, внесла апелляционное представление, на что сторона защиты представила свои возражения.

В феврале 2018 года определением суда апелляционной инстанции уголовное дело было возвращено прокурору Ставропольского края для устранения недостатков, препятствующих его рассмотрению судом.

Иными словами, судом апелляционной инстанции вся работа правоохранительных органов и государственного обвинения в течение пяти лет уголовного преследования В.В. Калугина была признана не соответствующей принципам уголовного судопроизводства и требованиям федерального законодательства.

При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе стороны защиты и кассационному представлению прокуратуры Ставропольского края, где позиции стороны защиты и государственного обвинения совпали, президиум Ставропольского краевого суда отменил это апелляционное определение.

14 сентября 2018 года при новом рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции оправдательный приговор Андроповского районного суда в отношении В.В. Калугина был оставлен без изменения, а апелляционное представление прокуратуры Ставропольского края на этот приговор без удовлетворения.

За Валерием Владимировичем Калугиным признано безусловное право на реабилитацию, реализация которого потребовала отдельного судебного процесса, в том числе и в суде апелляционной инстанции, постановлением которого подтверждена законность и обоснованность ранее вынесенного Андроповским районным судом решения по заявлению о реабилитации, справедливости и обоснованности взыскания с казны Российской Федерации судебных издержек, понесенных В.В. Калугиным в результате длительного и незаконного уголовного преследования за преступление, которого он не совершал.

Евгений ЩЕРБ
«Реабилитирован полностью»
Газета «Ставропольская правда»
18 сентября 2019 года