В четверг губернатор Владимир Владимиров ознакомился с результатами первого этапа масштабного проекта по укреплению берегов реки Подкумок во въездном районе города-курорта Кисловодска.

Глядя на мирно журчащую под арочным железнодорожным мостом горную речушку Подкумок, гостям курорта трудно представить, в какой страшный поток она может превратиться буквально в считанные часы. Но я, как и другие жители въездного района, собравшиеся на укрепленном железобетонными плитами берегу, хорошо помню 2002 год, когда случился самый разрушительный за последние десятилетия паводок.

© Фото пресс-службы губернатора

Тогда вышедшая из берегов река сметала не только огороды, дачи и дома на низких берегах, но и современные автомобильные мосты. Огромные железобетонные блоки одного из них, разрушенного стихией, соединявшего жилые кварталы Кисловодска с Новым озером и трассой на Учкекен, до сих пор лежат на берегах. Снесло даже массивные опоры автомобильного моста на федеральной автотрассе из аэропорта Минеральные Воды в Кисловодск.

Помню, как жутко было смотреть на огромную брешь в центре обвалившейся конструкции. К счастью, благодаря арочной форме железнодорожный и старый автомобильный мосты устояли. На два года они стали «дорогой жизни» для Кисловодска.

Новый автомобильный мост строили с расчетом на десятиметровый подъем уровня воды в реке. Не остановило даже то, что пришлось несколько месяцев ждать, когда из Италии доставят толстенные сверхпрочные металлические тросы, которые и заменили разрушенные опоры в русле реки.

© Фото пресс-службы губернатора СК

Но федеральная трасса и въезд в город-курорт федерального значения – это одно дело, а дачи и дома рядовых жителей на низком берегу Подкумка – другое. Каждую весну сотни людей с тревогой смотрели на реку: затопит ли нынче их жилье и огороды? А паводки на Подкумке, пусть не такие разрушительные, как в

2002-м, случаются регулярно. Поэтому огромное поле между Кисловодском и поселком Подкумок (который скоро войдет в состав города-курорта) использовали только для выпаса скота.

И вот пять лет назад ниже железнодорожного моста левый берег Подкумка стали укреплять железобетонными плитами. И сразу как грибы после дождя на левом берегу речки стали расти капитальные частные дома. Люди поверили, что теперь здесь не страшен паводок.

А в сентябре позапрошлого года по той же технологии взялись укреплять правый берег на протяжении 1700 метров. Там с незапамятных времен находится дачный поселок, вплотную смыкающийся с городом. Мелиораторы отсыпали гравием и щебнем защитную дамбу, а поверх уложили железобетонные плиты, скрепленные стальной арматурой. На днях завершили укреплять последние метры дамбы ниже въездного железнодорожного моста. И даже установили ажурный металлический парапет.

Жизненно важный для сотен кисловодчан проект выполнила старейшая в курортном регионе мелиоративная организация

АО «ПМК-38». На его реализацию из федерального и регионального бюджетов выделили 279 миллионов рублей.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Андрей Хлопянов, глава города-курорта Кисловодска Александр Курбатов и гендиректор АО «ПМК-38» Исса Кульчаев доложили главе региона, что уже сделано для укрощения реки и что планируется в ближайшие месяцы.

Уже нынешней осенью отсыпят гравием и укрепят железобетонными плитами 440 метров левого берега Подкумка от автомобильного моста до Нового озера. Тянуть с реализацией этого проекта никак нельзя, потому что в зоне возможного затопления находятся футбольные поля, построенные к чемпионату мира по футболу, а рядом прямо сейчас возводят крытый физкультурно-оздоровительный комплекс. Средства на данные мелиоративные работы в федеральном и краевом бюджетах предусмотрены. В ближайшие дни состоится конкурсный отбор, на котором определят компанию-подрядчика. В числе прочих в конкурсе будет участвовать и АО «ПМК-38».

Однако губернатор Владимир Владимиров не намерен ограничиваться только защитой от паводка. В беседе с местными жителями он пообещал, что со временем дамбу и прилегающую насыпь преобразят в благоустроенную набережную – с освещением, лавочками, детскими площадками. И некогда глухая окраина Кисловодска превратится в еще одну туристическую достопримечательность.

Николай БЛИЗНЮК