09:49, 22 июля 2019 года

В путешествие по Индонезии отправляются посетители Невинномысского историко-краеведческого музея

«Жемчужину экватора» предоставил музею давний и большой поклонник восточной культуры, москвич Анатолий Гречановский. Отметим, работа выставки стала возможной благодаря тесному сотрудничеству Анатолия Кондратьевича с посольством Индонезии в России и фотожурналистом Сергеем Ковальчуком, путешественником, автором книг о Юго-Восточной Азии.

Все, кто ознакомился с «Жемчужиной экватора», узнают множество интереснейших фактов. Например, такой: Индонезия является самым крупным островным государством в мире. Оно расположено на Малайском архипелаге и омывается водами Тихого и Индийского океанов. Всего в стране насчитывают 35 островных групп: порядка 18 тысяч (!) больших и маленьких островов, многие из которых до сих пор безымянны и безлюдны. Люди обитают лишь на 944 островах. Сегодня в Индонезии проживает четверть миллиарда человек. Страна занимает четвертое место в мире по численности населения после Китая, Индии и США. И такой поразительный факт: в общей сложности жители Индонезии говорят более чем на семистах языках!

Страну отличает большое этнокультурное разнообразие и высокий уровень толерантности, что обусловлено разнообразным религиозным составом. Здесь представлены три мировые религии: ислам, христианство (католицизм, протестантизм) и буддизм.

Ценность «Жемчужины экватора» в том, что абсолютное большинство представленных предметов - подлинники (кроме ряда макетов). Они буквально дышат жизнью, историей далекой страны. Взять, к примеру, кукол театра теней. Вот они на расстоянии вытянутой руки: обтянутые буйволиной кожей, раскрашенные, прикрепленные к бамбуковым стержням. Такая особенность: зрители видят и тень кукол на белом подсвечиваемом экране, и сами фигурки. А человек, находящийся за экраном - одновременно и актер-кукловод, и рассказчик, зачастую певец и сочинитель сюжета. Представления начинаются с наступлением темноты и могут длиться всю ночь. Кстати, в 2003 году индонезийский кукольный театр теней был признан ЮНЕСКО мировым шедевром нематериального культурного наследия.

Идем дальше. Директор Невинномысского музея Наталья Григоренко подводит меня к манекену, на который надет национальный индонезийский костюм. Впрочем, понятие это очень условное, ведь в стране проживает более 300 этнических групп, и каждая из них имеет свою вариацию традиционной одежды. От набедренных повязок и перьев у папуасов до вычурных одеяний ряда племен, украшенных богатой вышивкой и бисером. Но все же можно считать, что классический индонезийский костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Ява и Бали. Интересная деталь: один из элементов типичного женского костюма - длинный платок (селенданг) - могут носить не только дамы, но и мужчины. Почему? Потому что селенданг сочетает эстетику и функциональность: в случае необходимости он используется для переноски различных грузов.

Широко представлены на выставке традиционные музыкальные инструменты Индонезии. Их в стране много: это и ангклунг (бамбуковые трубки в раме), и бамбуковые же ксилофоны - гендеры, двусторонние барабаны - генданги. А вот ребаб (разновидность двусторонней скрипки), вообще-то, считается инструментом Арабского Востока. Как он появился в Индонезии? Произошло это в VIII веке, одновременно с развитием торговых связей. Ребаб является родственником европейской лиры. Но у него своя специфика: он имеет неповторимое звучание сказочной восточной мелодии.

Среди экспонатов есть и гонг - его родиной многие ученые считают как раз Индонезию. Казалось бы, что о нем сказать: есть диск и есть колотушка. Это не так! В гонге заключена своя философия, своя поэтика, своя тайна. Это инструмент культовый. Его звуки сзывают на молитву, сопровождают важнейшие события: роды, похороны, свадьбы, сбор урожая, военные действия и т. д. Гонг, сделанный из особого бронзового сплава, обладает необычной способностью долго вибрировать после удара и создает впечатление колоссальной звуковой массы.

Нельзя не сказать пару слов о ремеслах Индонезии. Выставка «Жемчужина экватора» в Невинномысске представляет множество изделий, в которые вложена душа, талант того или иного умельца. Во всем мире ценятся индонезийские изделия из металла, художественная роспись по батику, резьба из камня, создаваемые народными мастерами. Визитная карточка страны - фигурки животных, людей и мифических персонажей. Это не просто украшения: мини-скульптуры всегда несут положительный смысловой заряд.

А потому, если вы попадете на «Жемчужину экватора», обязательно погладьте традиционных индонезийских персонажей народного искусства - симпатичных деревянных кошечек. Их в экспозиции много. И это неспроста. Считается, что Индонезия занимает одно из первых мест среди стран азиатского региона по количеству кошек (более 30 миллионов). Причем практически все индонезийские пушистики - независимые существа, живущие не в домах, а там, где хотят. В основном рядом с храмами, где их подкармливают и местные жители, и многочисленные туристы из десятков стран мира.

Традиционная индонезийская статуэтка в виде кошки - это резная деревянная фигурка животного, которое миролюбиво сидит на задних лапах. Кстати, лучшим подарком молодоженам, по поверьям индонезийцев, считается фигурка мурлыки. Впрочем, в любую семью, в любой дом статуэтка кошки принесет радость, тепло, уют.

Кстати, о домах. Такой удивительный факт: даяки (аборигены индонезийского острова Калимантан) в свое время возводили одноэтажные здания длиной не менее ста метров! А иногда это племя, объединенное в многочисленные соседские общины, и вовсе строило жилища протяженностью… до 400 метров. Они напоминали этакий огромный современный вагон (только деревянный) с отдельными купе.

Что ж, пришла пора заканчивать наше путешествие по Индонезиии. И все-таки, почему эта страна столь необычна? Может быть, потому, что территория одной из ее нынешних провинций в свое время, как признают маститые ученые, была местом первой миграции человечества из Африки? Произошло это давным-давно - 40 тысяч лет назад.

В общем, «Жемчужина экватора» хранит еще немало тайн, которые предстоит открыть пытливым исследователям.

«Путешествие в Индонезию»
Газета «Ставропольская правда»
26 июля 2019 года