И.Д. Сургучёв.

И.Д. Сургучёв.

В Год театра как не обратиться к театральной биографии нашего земляка – известного писателя и драматурга Ильи Сургучёва. Его пьесы входили в репертуар большинства театров дореволюционной России, позже – многих эмигрантских антреприз, ставились на лучших европейских сценах, по ним и Голливуд снимал фильмы.

Любовь к театру зародилась у Ильи Дмитриевича, несомненно, в семье, где было принято посещать театр, обсуждать увиденные спектакли. Ценителем театра был отец Дмитрий Васильевич. Ну и Ставрополь имел богатые духовные и культурные традиции, с основания в городе в 1841 году театра более полувека оставался единственным театральным центром Северного Кавказа.

И.Д. Сургучёв. Ставрополь. 1910-е годы.

И.Д. Сургучёв. Ставрополь. 1910-е годы.

В 1845 году московский журнал «Репортер и Пантеон» сообщал: «Вместо старого, сгоревшего театра в Ставрополе воздвигнуто новое каменное здание с прекрасным фасадом. Оно назначено для театра, имеет два яруса лож, в третьем ярусе устроена галерея… Сцена театра довольно обширна, но слишком высока. Внутренность театра отделана хорошо. Строитель его, голова здешнего купечества г. Ганиловский, не щадил ничего для блеска. Театр освещен газом». Это здание сохранилось до наших дней на пр. Октябрьской Революции, 11, ныне там Дом офицеров.

Наиболее популярными в 1890-е годы были пьесы А. Островского, А. Писемского, И. Шпажинского, А. Толстого, И. Тургенева, Н. Лескова. И, конечно же, классика: Шекспир, Расин, Мольер, Гюго, Гёте, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь. И потому Илья Сургучёв с юношеских лет прекрасно знал драматургическую классику, ориентировался и в оперном, опереточном репертуаре. Еще семинаристом был вхож в созданный композитором В. Беневским, поэтом К. Хетагуровым и купцом М. Волобуевым кружок любителей изящных искусств. По приглашению кружка губернский центр посещали видные оперные труппы, известные музыканты и певцы.

Став студентом Петербургского университета, Сургучёв также все свободное время отдавал театру. В те годы он принял участие в писательском спектакле по пьесе Горького «На дне», играл одну из главных ролей – Пепла. Петербургская газета «Слово» от 22 марта 1907 года написала об этом спектакле, особо выделив среди других писателей-исполнителей Сургучёва, «обнаружившего благодарные сценические данные и жизненную простоту игры».

И. Сургучёв с успехом выступал в печати с рецензиями на спектакли.

Первые шаги Сургучёва-драматурга как прозаика связаны с А.М. Горьким, с которым начинающий писатель состоял сначала в переписке, а в 1911 году познакомился лично. Начав пьесу «Торговый дом», он постоянно советовался с известным литератором. «Торговый дом» создавался на местном материале. Его сюжет навеян событиями, произошедшими в семье ставропольских купцов Меснянкиных. Автор хорошо знал купеческую среду, ее быт, нравы, так как его отец Дмитрий Васильевич тоже был купцом.

Пьеса была принята к постановке Александринским театром в Санкт-Петербурге. Начинающему драматургу дали аванс в тысячу рублей, что по тому времени было значительной суммой. При обсуждении состава актеров посоветовали Сургучёву лично поехать к знаменитой актрисе Марии Савиной и предложить главную роль – старухи Костякиной. Драматург вспоминал, что ехал к актрисе с трепетом и страхом. До этого Савина играла только красавиц, а тут старуха. Мария Гавриловна, естественно, сначала наотрез отказалась, но убедить ее помог муж актрисы директор Русского пароходства и торговли Молчанов: «Котляревский хотел сделать Вам неприятность и вместо этого прислал первоклассную роль», – сказал он жене. Она согласилась. И это была главная сенсация постановки: критики потом неустанно подчеркивали в своих рецензиях, что Савина первый раз в истории играла «патентованную старуху».

Премьера состоялась 25 октября 1913 года. Помимо Савиной в спектакле были заняты лучшие актеры Александринки. Успех превзошел все ожидания. Рецензенты единодушно отмечали, что пьеса написана живым и ярким языком. В сезон 1913-1914 годов вслед за Императорским театром постановку осуществили многие провинциальные труппы. Критика сошлась во мнении, что в лице И. Сургучёва русская литература обрела даровитого драматурга реалистической школы «Толстой – Островский».

Еще с большим триумфом шла на сценах России, а потом и зарубежья, следующая пьеса Сургучёва – «Осенние скрипки». По одной из версий, ее сюжет также связан со Ставрополем. Однако в очерке Сургучёва «М.Г. Савина» находим такую версию: «М. Савина слово за слово рассказала мне тему «Осенних скрипок». Рассказывала она подробно, с диалогами и мизансценами – видно, долго носила в душе». Во всех изданиях пьеса публиковалась с посвящением Татьяне Васильевне Бочаровой, второй жене драматурга.

Программа спектакля Московского Художественного театра по пьесе И.Д. Сургучёва «Осенние скрипки». 1915 г.

Программа спектакля Московского Художественного театра по пьесе И.Д. Сургучёва «Осенние скрипки». 1915 г.

14 апреля 1915 года в Московском Художественном театре состоялась премьера «Осенних скрипок». Режиссером выступил В. Немирович-Данченко. Главную героиню играла О. Книппер-Чехова. Оформлял спектакль известный художник Б. Кустодиев, которого пьеса буквально захватила. Пьеса имела полный успех. Особенно оценен был ее проникновенный лиризм. Рефреном звучат слова Поля Верлена: «Скрипок осенних протяжное пенье, зов неотвязный сердце мне ранит…».

Пришедшая популярность стимулировала автора к написанию новых драматических произведений. Однако творческие планы были прерваны сначала двухлетним пребыванием на фронтах Первой мировой войны, а затем событиями 1917 года. Не приняв новую власть, в ноябре 1920 года Сургучёв с супругой на одном из теплоходов, отошедшем из Крыма, навсегда покинул Россию. Но даже в тяжелых условиях эмиграции Илья Дмитриевич вел активную творческую жизнь. В Константинополе он стал инициатором создания русского драматического театра, который возглавил. Пребывание там в 1920 – 1921 годах дало материал для первой эмигрантской пьесы «Реки вавилонские», запечатлевшей горести российских беженцев. В Турции судьба свела И. Сургучёва с С. Стренковским – замечательным режиссером и актером. Вместе они перебрались в Чехословакию, и вскоре в Праге был создан Русский камерный театр (РКТ). Но возникшие материальные трудности и отъезд Сургучёва во Францию предопределили его распад.

И в Париже писатель включился в работу по созданию русского театра, который открылся 24 ноября 1924 года. Пьесы Сургучёва составляли основу репертуара на протяжении двух сезонов. По словам писательницы Н. Берберовой, русская диаспора хотела видеть, как на сцене «пили чай из самовара: ей нужен был театр-воспоминание, театр-прошлое, театр ушедшей в небытие России. Все это сполна давали зрителям-эмигрантам «Торговый дом» и «Осенние скрипки».

Затем более семи лет деятельность писателя была связана с Русским интимным театром Дины Кировой. Одним из самых любимых у парижского зрителя стал спектакль по пьесе И. Сургучёва «Игра» с детективно-сказочным сюжетом. Этот успех вызвал интерес кинематографистов. По сценарию автора пьесы в Голливуде Стивеном Робертсом был снят фильм «Человек, сорвавший банк в Монте-Карло».

В годы Второй мировой войны именно театр не дал писателю «впасть в отчаяние». В 1942 году в оккупированном Париже он возглавил Театр без занавеса, просуществовавший около двух лет. Такое название появилось в связи с тем, что первые спектакли проходили в зале Парижской консерватории, где вместо сцены была эстрада. Ставили водевили, миниатюры, скетчи, одноактные оперетки, балетные интермедии, выступали соло певцы, скрипачи и пианисты, писатели и поэты читали свои произведения. Иногда читал свои рассказы и Сургучёв, выступал в роли конферансье, играл в некоторых спектаклях. Оставшимся в Париже театральным деятелям, писателям, музыкантам эта сцена давала возможность заработать, не умереть с голоду. После войны многих участников Театра без занавеса, в том числе и Сургучёва, обвинили в коллаборационизме. Писатель был заключен в тюрьму, но парижский суд не нашел в его деятельности ничего предосудительного – и он был выпущен.

К театральной деятельности Илья Дмитриевич больше не возвращался, занявшись беллетристикой и воспоминаниями. Но его пьесы продолжили сценическую жизнь. Вернулись они и в Россию. Одним из первых к творческому наследию своего знаменитого земляка обратился Ставропольский академический театр драмы, поставив в 1999 году пьесу «Осенние скрипки». Главную роль замечательно сыграла народная артистка России Наталья Зубкова.

И сейчас пьесы Сургучёва не сходят с подмостков театров. Один из неординарных режиссеров нашего времени так объяснил свое обращение к «Осенним скрипкам»: «Серебряный век – это вспышка любви, уникальная в мировой культуре… Сургучёв, автор пьесы, сам из того времени… Задача была возвратить этого человека той стране, которая его отправила в Вечность. Он принадлежит нашей земле».

Елена ГРОМОВА