В 2019 году в единый день голосования, 8 сентября, ставропольцы и жители ряда других российских регионов выберут губернаторов. Весьма вероятно, что нынешние выборы глав субъектов РФ будут отличаться от предыдущих повышенной конкуренцией, поскольку в Госдуму России внесен законопроект, смягчающий норму муниципального «фильтра» для соискателей заветной должности.

Роман Савичев

Роман Савичев

Главная новация в том, что кандидаты в губернаторы предварительно должны будут собрать 5 процентов голосов депутатов и глав муниципальных образований, работающих в регионе. О том, каковы шансы принятия этой поправки в выборное законодательство, комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России по версии авторитетного портала Право.ру.

– Законопроект, о котором мы сегодня ведем речь, вносит изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», – говорит Роман Савичев. – Документ этот совсем свежий, он внесен в Госдуму РФ 2 апреля сего года, и что любопытно, депутатами от фракции ЛДПР – руководителями двух комитетов Алексеем Диденко и Михаилом Дегтярёвым. И все же, несмотря на то что столь важный законопроект поступил в парламент от оппозиции, шансы его принятия весьма велики.

История этого вопроса такова: в 2012 году был принят федеральный закон, в соответствии с которым гражданин, желающий стать губернатором, непосредственно перед выборами должен был заручиться поддержкой депутатов и глав муниципальных образований, представляющих три четверти районов и городских округов региона. При этом нужно было собрать подписи от 5 до 10 процентов от общего количества депутатов и глав. Таковы требования федерального закона, однако на усмотрение законодательных органов регионов оставили ряд важных решений. Например, в соответствии с общим положением кандидатов в губернаторы могут предложить политические партии, зарегистрированные и работающие на территории субъекта РФ, но вопрос о самовыдвиженцах решают непосредственно местные парламенты. В нескольких субъектах РФ самовыдвиженцам разрешено регистрироваться в качестве кандидатов в губернаторы (с последующим прохождением муниципального «фильтра»), но в большинстве все-таки нет, в том числе и Ставропольском крае.

Право выбрать параметры муниципального «фильтра» – от 5 до 10 процентов – также отдано на усмотрение региональных законодательных органов. Как следует из пояснительной записки к законопроекту ЛДПР, который мы обсуждаем, сегодня в 16 субъектах РФ действует максимальный порог: там будущего губернатора должны поддержать не менее 10% депутатов и глав муниципальных образований. В четырех регионах 9%, в десяти – 8%, в двадцати пяти – 7%, в пяти субъектах РФ, в т. ч. на Ставрополье, – 6%, а в восемнадцати территориях самый низкий порог – нужно собрать 5 процентов подписей депутатов и глав. Новый законопроект предлагает снизить максимальный барьер до 5 процентов, что, по мнению разработчиков этого документа, позволит увеличить реальную политическую конкуренцию, повысить активность избирателей.

Кстати, сама идея смягчения муниципального «фильтра» не раз обсуждалась за последние годы. Например, региональные «яблочники» в Карелии и Псковской области вносили в свои парламенты предложения о полной отмене муниципальных «фильтров», но не нашли поддержки у большинства коллег. Одна из свежих инициатив – законопроект сенатора Владимира Лукина, который внесен в Госдуму в феврале 2019 года. Похоже, у этого документа будет незавидная судьба, и немудрено: сенатор предлагает радикально снизить планку муниципального «фильтра», установив его в пределах 1 – 3%, при этом подписи будущий губернатор должен будет собрать не в трех четвертях районов и округов региона, а всего в половине. В итоге Правительство РФ представило на законопроект В. Лукина негативный отзыв.

Но, видимо, запрос общества на дальнейшую демократизацию механизма выборов оказался столь велик, что эксперты посоветовали федеральным властям все-таки выпустить пар – снизить максимум муниципального «фильтра» до 5%. К слову, к этому компромиссу призывала и председатель ЦИК Элла Памфилова. В результате 19 февраля этого года состоялось заседание рабочей группы администрации Президента РФ по избирательному законодательству, где было принято решение согласиться с предложением ЦИК и думской оппозиции. Навстречу по этому вопросу пошла и «Единая Россия», то есть достигнута договоренность о снижении с 10 до 5% числа подписей депутатов и глав муниципальных образований, которых будет достаточно кандидату в губернаторы для прохождения муниципального «фильтра». Кого-то может удивить тот факт, что соответствующий законопроект в Госдуму внесла не «ЕР», а представители фракции ЛДПР – вышеназванные депутаты А. Диденко и М. Дегтярёв. Но это политика, и, думаю, от того, что «ЕР» уступила в данном случае первенство оппозиции, нисколько не повлияет на скорое положительное решение вопроса в парламенте. Вероятно, будущих губернаторов уже в сентябре этого года будет ждать новый муниципальный «фильтр».

Что же касается предложений вовсе отменить муниципальный «фильтр», то эта позиция имеет как сторонников, так и противников. Первые указывают на то, что якобы многие депутаты-муниципалы либо сами являются членами «ЕР», либо зависимы от этой партии, поэтому, мол, неохотно ставят подпись за оппозиционного кандидата в губернаторы.

Думаю, эта точка зрения не лишена спекуляций: сколько угодно случаев, когда кандидаты от оппозиции проходили муниципальный «фильтр». А некоторые из них – не члены «ЕР»! – даже победили на прошедших губернаторских выборах. Наверное, здесь дело все-таки в профессионализме, деловых качествах кандидата. Хотя, конечно, снижение планки муниципального «фильтра» до 5% сделает выборы более горячими, конкурентными. Но вовсе убирать эту планку сегодня, на мой взгляд, еще рано. Все-таки «фильтр» – это дополнительная гарантия, что на предварительном этапе отсеются всякие экстремисты и популисты, падкие до власти.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО