14:24, 6 апреля 2019 года

Битва за бренд «Ессентуки»: «ТЭСТИ» подозревается в выпуске контрафактной минералки

Для тренда, который во многом может предопределить дальнейшее развитие отечественного рынка бутилированной минеральной воды, хорошо подходит название «зачистка рядов». Началась она масштабно и жестко в прошлом году и развернулась не в лабораториях, а по преимуществу в арбитражных судах. И собственно, пока продолжается не без любопытных эпизодов.

Так, буквально несколько месяцев назад «Ставропольская правда» обращалась к этой теме. В частности, мы писали о том, что структура с громким названием «Кавминкурортресурсы» вкупе с местными недропользователями, в той или иной степени имеющими к ней отношение, серьезно взялась за очищение отечественных прилавков от якобы заполонившего их контрафакта, в первую очередь фальсификатов знаменитых «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17».

По их коллективным искам ряд компаний-бутиляторов (среди которых оказались довольно авторитетные предприятия с многолетней историей) лишился возможности помещать на этикетках любые интерпретации названия города-курорта и соответствующих цифр. Такая продукция, даже если она выпускалась непосредственно в Ессентуках, в некоторых случаях расценивалась как контрафакт и вводила покупателей в заблуждение. К слову, исковая кампания явно подкреплялась и «нужным» информационным сопровождением – местные новостные ленты крайне оперативно пополнялись победными реляциями, приправленными словами о борьбе за государственные интересы. При этом заметим, в битве за слова на этикетках качество самой продукции реально никто не проверял. По большому счету, таким образом с рынка вытеснялись почти два десятка заводов, производящих воду в городах-курортах, в пользу двух малоизвестных производств, аффилированных с «Кавминкурортресурсами».

Впрочем, за выигрышами в первых судебных инстанциях последовали апелляции и кассации – некоторые процессы до сих пор не окончены, и их исход вполне может измениться. Но читателю будет любопытно узнать еще вот о чем. Есть известная русская пословица о том, кто громче всех кричит «Держи вора!». И имеются основания полагать, что она вполне уместна для всей этой истории.

Во вторник, 9 апреля, Арбитражный суд Ставропольского края рассмотрит иск к железноводскому ООО «ТЭСТИ». Этот завод зачастую выступал в числе упомянутых выше ярых радетелей за борьбу с фальсификатом. Теперь же речь идет о признании контрафактной выпускаемой им самим минеральной воды «Ессентуки № 4»!

С такими требованиями в суд обратился завод розлива минеральной воды «Аква-Вайт», который в прошлом году также оказался вовлечен в «войну с контрафактом». На данном этапе, к слову, ему удалось отстоять этикетку своей минеральной воды под названием «Аллея источников № 17», где Ессентуки указаны как место ее производства. Понятно, что завод со множеством наград всероссийского уровня, а также сертификатами соответствия и бальнеологическими заключениями, без которых по-честному работать невозможно, также заинтересован в чистоте рынка.

Согласно материалам дела, завод «ТЭСТИ» выпускает воду под этикетками «Ессентуки № 4», не имея обязательного в данном случае свидетельства о наименовании места происхождения товара. Процедура такова, что его выдает Роспатент на основании заключения Минздрава РФ. Еще только пытаясь получить заветный документ, компания сработала с опережением, наполнив прилавки водой с легендарным названием и якобы из тех скважин, на которые у нее нет полагающихся бумаг.

Добавим, что этими фактами также заинтересовались территориальные управления двух ведомств – ФАС и Роспотребнадзора. Оба сообщили, что проводят проверочные мероприятия. В частности, известно, что рассмотрение дела о нарушении «ТЭСТИ» антимонопольного законодательства назначено на 10 апреля.

И еще одна любопытная деталь, которая точно обращает на себя внимание, хотя по факту может быть как существенной, так и не очень. Основным собственником завода «ТЭСТИ» является компания «Аква-Инвест», генеральным директором которого с 13 февраля этого года стал некто Никита Шашкин. Авторитетные федеральные СМИ, регулярно обращающиеся к анализу раскладки сил на российском рынке минеральной питьевой воды (РБК, «Ведомости», «Эксперт», «Коммерсант» и ряд других), обратили внимание на этот факт, назвав его зятем бывшего полпреда СКФО Александра Хлопонина. В свое время Н. Шашкин был первым заместителем гендиректора корпорации «Курорты Северного Кавказа», которая создавалась как управляющая компания туристического кластера на Северном Кавказе.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Битва за бренд «Ессентуки» продолжается»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2019 года