© Фото: myaltai.com

Количество обращений в краевой Роспотребнадзор, связанных с интернет-продажами, выросло в пять раз. Такую внушительно-пугающую динамику представили сотрудники ведомства на пресс-конференции, прошедшей в краевом центре.

Это связано с тем, что и дистанционная торговля в последнее время стремительно набирает обороты. Жители края все чаще прибегают к таким способам приобретения понравившегося товара, одно из главных достоинств которого – более низкая цена, нежели в обычных магазинах или на рынке. Но, как показывает практика, ожидания не всегда соответствуют действительности. От «кота в интернет-мешке» не застрахован никто. Но чтобы с ним не столкнуться, надо с большой осторожностью прибегать к таким формам заказа товара, помня о существующих правилах и законодательной базе, отметил на брифинге начальник отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Михаил Костюков, который еще раз вспомнил итоги минувшего года.

Всего в ведомство поступило более 4,5 тысячи обращений от жителей края. Большая их часть – 27 процентов – пришлась на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, в основном по поводу неперерасчета за те или иные ресурсы. На деятельность финансовых учреждений жаловались почти двенадцать процентов: нередко людям навязывали те или иные банковские услуги, которые позже вылились для них, что называется, в копеечку. На услуги связи посетовали одиннадцать процентов всех обратившихся. В основном ставропольцы жаловались на работу сотовых операторов – смену тарифа в одностороннем порядке, когда пользователей попросту ставили перед фактом. Немало нареканий и на качество сотовых телефонов, планшетов, другой аналогичной техники.

Кстати, в этом году по решению Международной федерации потребительских организаций защита прав потребителей будет идти под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Так называемая «умная техника», управляемая при помощи смартфона или планшета, становится все более популярной, так как обладает широким спектром функциональных возможностей. К таким устройствам относятся смарт-телевизоры, смарт-часы, браслеты, фитнес-трекеры и другие. Сегодня в мире насчитывается 23 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей, живущих на планете, в три раза.

Как прозвучало в ходе брифинга, появление таких технологий приносит немало удобств для потребителей, однако существуют и проблемы, так как не всегда качество приобретаемых смарт-устройств соответствует не только требованиям, предъявляемым покупателем, но и параметрам, заявленным изготовителем. Не всегда такие споры удается решить мирным путем. В прошлом году сотрудникам управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю пришлось принимать участие в трех случаях судебных заседаний по делам в защиту прав потребителей. Содержащиеся в обращениях претензии к продавцам сводятся в основном к приобретению некачественных товаров – смартфонов, не обладающих заявленными свойствами, к отказам продавцов от приема претензий потребителей и некачественных товаров, нарушению сроков гарантийного ремонта. Зафиксированы и случаи порчи товаров в процессе гарантийного ремонта и выставления счета на оплату со стороны сервисных центров без согласования с заказчиком услуги.

Одна из важнейших задач краевого Роспотребнадзора, отметил Михаил Костюков, обеспечение достаточного уровня защиты, комфорта и безопасности потребителей в новой цифровой эпохе. Он добавил, что в регионе участились случаи обращений с жалобами на отказ продавцов принять обратно от покупателей некачественный сложно-технический товар, к которому относятся, в частности, мобильные телефоны. Согласно Закону «О защите прав потребителей» торговые точки обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя и в случае необходимости провести его проверку, а не направлять людей в сервисные центры для проведения ремонта. Сервисные центры не наделены функциями возврата денег, обмена товара, предоставления техники на период его ремонта. Как гласит закон, право выбора остается за потребителем: либо заменить неисправный телефон на аналогичный новый, либо вернуть за него свои кровные, либо отдать в ремонт за счет продавца.

Всего в прошлом году управление Роспотребнадзора по СК рассмотрело более 7,5 тысячи обращений от жителей края по самым различным вопросам. По словам Михаила Костюкова, в досудебном порядке людям удалось вернуть почти 3 миллиона рублей за некачественные товары или услуги. С более строптивыми нарушителями пришлось встретиться в суде. Одно из приоритетных направлений деятельности краевого Роспотребнадзора – судебная защита прав потребителей. Специалисты ведомства в минувшем году предоставили 109 заключений в судах, по решению которых потребителям будет возвращено более 16 миллионов рублей.

В заключение брифинга напомнили, что в управлении Роспотребнадзора по СК до 25 марта действует «горячая линия» по консультированию всех желающих в сфере защиты прав потребителей, приуроченная к Всемирному дню прав потребителей, который отмечался на прошлой неделе. Безвыходных ситуаций не бывает, любую проблему можно решить – самостоятельно или с помощью специалистов Роспотребнадзора, которые готовы вместе искать истину…

Татьяна СЛИПЧЕНКО