16:00, 14 марта 2019 года

Зачем странные люди рвутся в суды и другие инстанции, нарушая правила?

Не так давно многие ставропольские правоохранительные органы подверглись испытанию. На прочность, что ли? Суть вот в чем. Некоторые молодые и не очень люди пытались пройти без предъявления документов, например, в здания краевых суда, прокуратуры и полиции. Нет, они не сильно скандалили, они просто требовали пропустить их без документов и досмотра вещей. И монотонно спорили с судебными приставами в суде, охраной в других ведомствах. Дотошно фиксировали все происходящее на видеокамеру и выкладывали в соцсетях.

Я посмотрела. Но вам не советую. Занудно и неинтересно. Скука, одним словом. Но вот сотрудникам затронутых, на мой взгляд, в провокации ведомств было отнюдь не до скуки. Попробуйте два с лишним часа слышать одну и ту же претензию, произносить одни и те же контрдоводы. В ряде ведомств с провокаторами разобрались достаточно просто — это те ведомства, которые охраняют сотрудники Управления Росгвардии по Ставропольскому краю.

Труднее пришлось судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Посторонним вход разрешен

Но, давайте сначала разберемся, как все-таки можно пройти в суд без проблем.

Я помню свои ранние годы журналистской работы, когда меня возмущала необходимость при входе в суд предъявить не журналистское удостоверение, а только паспорт, открыть сумку. Понимание необходимости такой процедуры пришло со временем. И с опытом.

Например, я помню март 2004 года. Тогда в здании Октябрьского районного суда Ставрополя раздался взрыв. - сработало неустановленное взрывное устройство. Оно состояло из взрывчатки мощностью 150 граммов в тротиловом эквиваленте с рублеными металлическими гвоздями и таймером, установленном на 14.00. Это время окончания перерыва. К этому времени в суде были закончены рассмотрения двух дел - уголовного (по наркотикам) и гражданского (по жалобе депутата местного муниципального органа). В здании суда были выбиты стекла, испорчена мебель. В связи с перерывом в здании было очень мало людей. К счастью, никто не пострадал.

Вопросами ужесточения пропускного режима в судах в последнее время задаются и известные юристы. И ставропольские в том числе. С одной стороны, никто не отрицает, что повышенные меры безопасности оправданы угрозой активизации экстремистов всех мастей, терактов. А, с другой, – доступ посетителей в суды зависит от инструкций судебных властей. Говорят, они очень разные в разных судах.

Простота и эффективность

Что касается ставропольской системы правосудия, такие инструкции весьма просты (покажи паспорт и что несешь в сумке, назови цель визита и проходи) и эффективны. Судите сами.

На состоявшейся недавно коллегии Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, посвященной подведению итогов работы ведомства за 2018 год и задачам на 2019 год, руководитель управления Марина Захарова особо отметила работу судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обратив внимание на то, что основной показатель их работы – это недопущение чрезвычайных происшествий.

Статистика такова. За прошедший год приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении своих служебных обязанностей выявили 2224 административных правонарушения, в дальнейшем всем этим правонарушителям было назначено административное наказание. В судебные заседания были доставлены более 11 тысяч человек, 10 тысяч из которых – обвиняемые по уголовным делам. Приставы также оказали содействие ОВД в розыске и задержании 258 лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия и суда, 22 из них находились в розыске по уголовным делам, в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений.

И все-таки недовольные есть. Чтобы унифицировать процесс посещения судов, Совет судей Российской Федерации подготовил проект типовых правил для посетителей судов. Если документ станет реальностью, то он даст право на вход в здание суда сотрудникам ряда ведомств, другие смогут войти только в сопровождении пристава или работника аппарата суда. Журналистов пустят по служебному удостоверению. Для простых посетителей порядок останется прежним. Так о чем спор? О чем дискуссия? Мы живем в таком мире, где обеспечение безопасности настолько актуально, что не стоит ради красного словца огород городить.

Нарушение и наказание

Чего же добивалась группа товарищей, которая тусовалась на входах в правоохранительные органы? Сие неизвестно. Возможно, протестовали против новых правил посещения судов, которые еще в проекте. Или просто развлекались?

Но то, что все участники этих действий хорошо юридически подкованы, не вызывает сомнений. Вот такой пример. Не пустили ставропольского гражданина в краевой суд, потому что не дал приставам осмотреть ручную кладь. Обращается он в краевой суд, жалуется. Поведение пристава, пишет, «должно быть квалифицировано по статье УК РФ «Превышение должностных полномочий». Считает, что «приставами (орфография и пунктуация подлинника — В. Л.) были намеренно предприняты для недопуска меня в здание суда по причине личных или иных заинтересованностей, а возможно и распоряжения руководства и третьих лиц». На языке верится вопрос: это диагноз? А ведь такие заявления нужно проверять, отвечать автору...

В краевом суде не скрывают, что подобные факты мешают нормальной работе судов. А их в крае немало: 35 районных и городских, большое количество мировых судей, три здания, где располагается краевой суд. Все они не имеют статуса режимного объекта, поэтому на приставах - все ответственность за безопасность людей. И то, что они ее обеспечивают — это их достоинство, а не недостаток.

- Федеральный закон «О судебных приставах» был принят еще в 1997 году, - говорит официальный представитель Ставропольского краевого суда Ольга Будко. - Есть в нем статья 14. В ней четко записано: «Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации» А «невыполнение законных требований судебного пристава..., а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации». Это наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Конечно, по нынешней жизни, тысяча - не такие большие деньги. Но главное, что такой подход демонстрирует принцип неотвратимости наказания. И можно сделать вполне оптимистичный вывод: раз Фемида может защитить себя, значит, она в состоянии защитить и нас.