Игорь Андрющенко уже второй созыв работает в краевой Думе. В настоящее время он возглавляет комитет по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ. От благополучия этих отраслей во многом зависит самочувствие не только экономики, но и социальной сферы Ставрополья. Наиболее актуальные темы сегодня – реализация пилотного проекта по обращению с ТКО, развитие сети сельских дорог, решение проблем в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Убежден, что решать самые сложные региональные проблемы помогают крепкая законодательная база и плодотворное взаимодействие с исполнительной властью края.

Игорь Андрющенко

Игорь Андрющенко

© Фото пресс-службы ДСК

– Игорь Васильевич, недавно на заседании вашего комитета обсуждались проблемы организации капремонта в крае. Скажите, пожалуйста, есть ли уверенность у депутатов в финансовой устойчивости всей этой системы в крае? Говорят, что темпы сбора средств отстают от графика выполнения запланированных на трехлетку работ. В связи с этим не витают ли в воздухе идеи о бюджетной поддержке фонда капитального ремонта?

– Депутаты Думы края, представители заинтересованных министерств и ведомств, управления Федеральной службы судебных приставов по СК, местной власти регулярно с участием руководства регионального Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обсуждают ситуацию с выполнением программы обновления жилого фонда.

В эту программу на Ставрополье включено на 2014 – 2043 годы более 9 тысяч многоквартирных домов. В 2018 году, в частности, был запланирован капитальный ремонт в 439 многоквартирных домах общей стоимостью более 1,3 млрд рублей. В 296 из них работы завершены, оплата подрядным организациям произведена на сумму 530 млн рублей. На 81 объекте также работы закончены, ведется комиссионная приемка, оплата подрядным организациям в сумме 430 млн рублей будет осуществлена до 1 апреля текущего года. В 59 домах ремонт планируется завершить до 1 июля 2019 года – оплата составит 360 млн рублей.

Это значит, 2018 год не стал исключением. Как и в предыдущем, 2017-м, далеко не все дома реанимированы в срок. И ситуация осложняется тем, что, вступив в новый год, приходится еще какое-то время заниматься ликвидацией допущенного отставания, разбираться с прошлогодними «хвостами». Несмотря на это, у депутатов нет сомнений в финансовой устойчивости созданной в крае системы капремонта. Но недочеты в работе, безусловно, имеются. И о них не стоит молчать. Даже при 96-процентной собираемости взносов, как доложил нам региональный оператор, и активной претензионной работе с должниками неизбежно образуется некоторый дефицит средств, что мешает выполнить намеченное в срок.

Возможно, в такой ситуации и приходят мысли о том, что можно было бы поддержать фонд вливаниями из краевого бюджета. Однако такое решение проблемы не вписывается в концепцию программы капремонта, который должен осуществляться за счет собранных взносов. На сегодняшний день предложений о бюджетной поддержке фонда капремонта от правительства края в Думу не поступало.

– Фонд, как вы сказали, пополняется финансами с нежелательным отставанием от запланированного графика работ. Как необходимо строить, на ваш взгляд, работу с должниками?

– Надо исходить из того, что оплата взносов на капитальный ремонт, как и оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, является персональной обязанностью каждого из собственников помещений в многоквартирном доме. Он также несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса и статьей 210 Гражданского кодекса РФ.

Претензионная исковая работа с неплательщиками ведется фондом достаточно последовательно: в системе задействованы и судебная власть, и служба судебных приставов.

За три года действия программы региональным оператором по капремонту в судебные органы подано более 33 тысяч исковых заявлений о взыскании с жильцов задолженностей по взносам, вынесено около 6 тысяч судебных приказов, по которым взыскано 83,5 млн рублей. Соответственно, в службу судебных приставов направлено около 22 тысяч принятых судебных решений для принудительного взыскания долгов. Понятно, что работу эту необходимо настойчиво продолжать, чтобы исключить финансовые прорехи в программе реанимации изношенного жилого фонда. От того, как относятся к проблеме сами жильцы, безусловно, также многое зависит.

Но и деятельность самого фонда никогда не выпадает из поля зрения депутатского корпуса. Позаботиться о четком исполнении региональным оператором своих обязательств перед населением мы просто обязаны. Это наш долг перед избирателями.

Нельзя не сказать и о проблеме возвратности израсходованных средств. Это касается домов с небольшим количеством квартир. Жильцов мало, а потому выходит, что ремонт таких объектов выходит особенно затратным. Неслучайно не так давно было принято решение об исключении из программы капремонта домов, в которых не более четырех квартир.

– В 2019 году запланировано заменить 213 лифтов в 70 многоквартирных домах. Знаю, что эта тема также звучит на рабочих совещаниях в комитете. Как, по вашей оценке, продвигаются дела по выполнению этой большой задачи?

– В настоящее время министерством ЖКХ совместно с органами местного самоуправления выполнена актуализация 30-летней программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которой акцент сделан на модернизацию лифтового хозяйства в 2019 – 2020 годах. Приоритетной задачей является замена лифтов, которые отработали более 30 лет. Обновление лифтового хозяйства планируется начать уже в июле.

Финансовая модель реализации проекта предполагает введение с 1 июля 2019 года дифференцированного взноса на капитальный ремонт. Для домов, оборудованных лифтами, размер взноса составит 9 руб. 63 коп. за квадратный метр и 8 руб. 63 коп. для домов без лифтов. Общая стоимость проекта оценивается около 1,5 млрд рублей.

Модернизация лифтового хозяйства в приоритетном порядке стала возможна благодаря изменениям в федеральном законодательстве. В прошлом году регионы получили право откорректировать свои программы капитального ремонта с учетом необходимости замены отработавших нормативный срок подъемников.

– Сформирован научно-экспертный совет при совете законодателей края. Какой реальной помощи ждете от нового консультативного органа?

– В краевой Думе прошло первое заседание созданного недавно научно-экспертного совета при совете законодателей края, в состав которого вошли представители ученого и предпринимательского сообществ, общественных организаций.

Совет создан в целях научно-экспертного и научно-аналитического обеспечения законопроектной деятельности краевого парламента в части совершенствования регионального и федерального законодательства. Основные направления работы научно-экспертного совета перекликаются со стратегическими задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 20 февраля. В числе приоритетных выделены вопросы, касающиеся стратегии развития здравоохранения в крае и улучшения демографических показателей, в первую очередь это снижение смертности.

Проблемы развития человеческого капитала в сельских территориях, необходимость мер административного характера за нарушение правил содержания полигонов по утилизации твердых коммунальных отходов и режима «зеленого пояса», законодательная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие инвестиционной привлекательности региона, производство актуального для курортных городов транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии, совершенствование правового регулирования городских агломераций и муниципального контроля, межнациональные отношения и отработка механизма реализации Стратегии государственной национальной политики России – это круг вопросов, которым будет уделяться особое внимание. Опыт и знания экспертов в разных сферах жизни, без сомнения, помогут в законопроектной деятельности.

– Наш край, как известно, стал регионом-первопроходцем по реализации так называемой «мусорной реформы», которая привнесла много нового в коммунальную отрасль. Есть положительный опыт, о котором мы уже рассказывали. Тем не менее у органов местного самоуправления назрела необходимость правовых уточнений в рамках краевого законодательства. Что это за уточнения? Что планируете предпринимать?

– В связи с изменениями в федеральном законодательстве с 1 января 2019 года органы местного самоуправления наделены дополнительными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления. На муниципальные власти возложена ответственность за создание и содержание площадок накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы их размещения и ведение реестра таких мест накопления, организацию экологического воспитания населения.

В крае уже утвержден план-график мероприятий по экологическому просвещению и мотивации населения к раздельному накоплению ТКО, в соответствии с которым администрациям районов и городских округов края рекомендовано:

• принять нормативные правовые акты, утверждающие порядок определения мест размещения контейнерных площадок;

• включить в бюджеты соответствующих муниципальных образований на 2019 год средства на создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов;

• определить места установки контейнеров для раздельного накопления коммунальных отходов с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне его деятельности;

• до 1 августа 2019 года обустроить такие площадки, снабдив всем необходимым для работы по-новому.

Выполнение этих мероприятий требует серьезных затрат, которые не под силу муниципалитетам. В связи с этим депутаты рекомендовали министерству ЖКХ края подготовить предложения по оказанию финансовой поддержки органам местного самоуправления для выполнения возложенных полномочий.

– Игорь Васильевич, как оцениваете деятельность первого регионального оператора, ООО «Эко-Сити», в 2018 году, стартовом году реформы?

– Предприятие «Эко-Сити» начало свою деятельность в первой зоне с 1 января прошлого года. Конечно же, быть первым всегда сложнее, особенно в сельских территориях, где люди никогда не платили за вывоз мусора. Тем не менее за прошедший год депутатами совместно с краевым министерством ЖКХ, органами местного самоуправления и региональным оператором была проведена огромная работа по налаживанию новой системы сбора мусора на местах. Конечно, предстоит еще много сделать. Следующий этап – переход к раздельному сбору мусора. Что касается сор-тировки и вторичной переработки ТКО, частично эти технологические процессы уже осуществляются на полигоне «Эко-Сити». Но, конечно, возможности далеко не исчерпаны.

Губернатор в свое время взял на себя ответственность за реализацию в нашем регионе пилотного проекта по реформированию сферы обращения коммунальных отходов. В результате мы в более выигрышном положении по сравнению с другими субъектами Федерации, где только приступают к этой, надо сказать, непростой работе.

– Насколько оправдано предпочтение потратить весомую долю краевого дорожного фонда на ремонт, реконструкцию и строительство местных дорог?

– Ставропольский край – сельскохозяйственный регион. Развитие дорожной сети, в том числе и сельских поселений, – одно из приоритетных направлений работы власти края. Наши региональные трассы находятся в хорошем состоянии, а вот некоторые муниципальные и межмуниципальные дороги требуют значительных финансовых затрат, которые неподъемны для местных бюджетов. Так что такое предпочтение мне кажется вполне оправданным и крайне важным. Таково общее мнение исполнительной и законодательной власти региона. В 2019 году увеличатся расходы на ремонт дорог муниципальных образований на 2,4 млрд рублей и составят 4,3 млрд рублей.

– Есть районы и городские округа, которые несколько лет подают заявки, но так и не могут получить субсидии. Наиболее частой причиной являются недочеты в оформлении документации. Что делать? Как помочь территориям?

– Ежегодно из краевого дорожного фонда выделяются субсидии муниципальным образованиям края на капитальный ремонт и ремонт местных дорог, и количество подаваемых заявок растет год от года. В прошлом году к распределению было предусмотрено 1,6 млрд рублей, а заявок подано на сумму более 4 млрд рублей.

Основными причинами отклонения поданных заявок являются, конечно же, неправильно оформленная документация и отсутствие права собственности на автомобильную дорогу, которая планируется к ремонту. Некоторые муниципалитеты никак не поставят все находящиеся на их территории дороги на свой баланс. Однако таких «беспризорников» с каждым годом становится меньше. Во многом это объясняется тем, что министерство дорожного хозяйства и транспорта СК организует для представителей местной власти обучающие семинары по грамотному заполнению конкурсной документации. В связи с выходом новой государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы» ведомством запланирована новая серия аналогичных учебных мероприятий в феврале-марте.

– Вызывает беспокойство работа такси, агрегатором которых является онлайн-платформа. Какие нужны новые законодательные решения, чтобы обеспечить качество новой услуги?

– Действительно, с появлением онлайн-агрегаторов такси поездки стали дешевыми и популярными, но не всегда эти поездки безопасны. Фактически агрегаторы никого не перевозят, они лишь принимают заказы, передают их исполнителям (таксопаркам и частникам) и снимают при этом с каждого таксиста процент. К агрегаторам может подключиться кто угодно, и у него не проверяют ни лицензию, ни страховку, ни техническое состояние автомобиля. Их работа законодательно не урегулирована: не установлены их права и обязанности, не определена ответственность перед пассажирами. Собственно, это всем известные «Яндекс.Такси», Uber, Gett Taxi, Maxim, «Везет» и другие.

13 декабря 2018 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственном регулировании работы такси в России, в том числе агрегаторов такси. Если законопроект примут, то водители такси должны будут получать специальное разрешение на работу, а агрегаторы должны будут работать только с такими водителями. Сейчас же лицензия выдается на машину, а не на конкретного человека.

Получить разрешение на работу таксистом смогут водители со стажем от трех лет, документ будет действителен как минимум пять лет. Водители должны будут хранить его в салоне автомобиля и предъявлять по требованию пассажира, сотрудника ГИБДД или полиции. Сейчас агрегаторы часто получают разрешение на автомобили, а затем сдают их в аренду физическим лицам, в том числе нелегальным мигрантам.

Арендная плата списывается ежедневно с виртуального счета водителя. В случаях ДТП компании – собственники автомобилей отказываются возмещать пассажиру причиненный вред, ссылаясь на передачу автомобиля во владение другому лицу, а водитель-мигрант, уклоняясь от ответственности, просто выезжает за пределы Российской Федерации.

Машины должны иметь фонарь оранжевого цвета на крыше, цветографическую схему по бортам в виде шашечек, которая позволит понять, что это такси, а также таксометр, если плата за поездку определяется по его показаниям. Автомобиль должен быть зарегистрирован в России.

Агрегаторы и службы такси должны будут регистрировать каждый заказ в специальном журнале, который можно вести на бумаге или в электронном виде. Данные о заказах нужно будет хранить как минимум шесть месяцев.

Иностранные сервисы смогут работать в России только через российскую «дочку», которая будет платить налоги и обрабатывать данные пассажиров на серверах на территории страны. Это обеспечит безопасное хранение персональных данных граждан, гарантирует блокировку сайтов и агрегаторов, оказывающих услуги ненадлежащего качества.

В случае принятия закона будет предусмотрена ответственность за передачу заказов таксистам-нелегалам – штраф в размере до 200 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения – до 500 тысяч рублей либо приостановка работы на срок до трех месяцев.

Сейчас для тех, кто незаконно занимается таксомоторными перевозками, предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей, а в случае принятия закона увеличится до 30 тысяч рублей.

– Помню, как принимали нормативный акт об обязательном желтом цвете такси. А недавно эти ограничения краевой Думой были сняты. Почему?

– Законопроект о расширении цветовой гаммы кузова легкового такси был внесен советом Красно-гвардейского муниципального района. По мнению депутатов, в условиях сельской местности отсутствие таксопарков и предпринимателей, готовых инвестировать в их создание, а также длительный срок окупаемости вложений провоцируют повышение тарифов. Таким образом, услуга становится для многих недоступной.

Краевые депутаты, проанализировав практику других регионов и выслушав мнение профильных министерств и ведомств, приняли решение о снятии цветовых ограничений. Это позволит привлечь к легальной деятельности большее количество предпринимателей в сфере перевозок.

При этом следует особо отметить, что в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок все остальные требования к внешнему виду такси сохраняются.

– Как известно, в тариф ЖКХ закладывается инвестиционная составляющая. Изношенные инженерные сети, безусловно, нуждаются в ремонте. Но как проверить, насколько обоснована включенная в тариф плата за ремонт сетей?

– Тарифы не могут завышаться намеренно. Основы ценовой политики, методология формирования цен и тарифов и правила их применения определены федеральным законодательством и едины по всей стране.

В нынешних экономических условиях рост тарифов на коммунальные ресурсы неизбежен. Основными причинами роста тарифов является экономическая необходимость, связанная с повышением цен на энергоносители, общими инфляционными процессами в экономике, изменением налогового законодательства.

Перед установлением тарифов региональной тарифной комиссией в обязательном порядке проводится экспертиза предложений регулируемых организаций. Включение в тарифы непрофильных и не-обоснованных затрат не допускается, по итогам экспертизы они исключаются.

Также в соответствии со статьей 1571 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации утверждаются индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ