© Фото: Владимир КОВАЛЕНКО

Мы, конечно же, привыкли к тому, что мир стремительно меняется. Часто бывает, что этого не замечаешь. В наш обиход вошли сотни новых слов, о значении которых раньше можно было только догадываться.

Приобрели другой вид и правила поведения в этом новом мире. И название такому явлению тоже есть – нетикет. Это понятие появилось в 80-х годах прошлого века. А значение его достаточно простое - это то, как следует вести себя во Всемирной паутине. Происходит от слияния двух слов: английского «net» (сеть) и французского «etiquette» (этикет). Что такое этикет, всем понятно. А как насчет общепринятых норм в интернете? Наверное, вы сейчас усмехнетесь и скажете, мол, какая разница, какой ты стикер или смайл прислал собеседнику. Но, поверьте, разница есть.

Не выпускать смартфон из рук уже вошло в привычку. Правда, соблюдение правил нетикета вовсе не означает, что во время обеда гаджет нужно держать в левой руке, а нож – в правой. Во время еды телефон лучше вовсе убрать. Но мы сейчас не об этом. Расскажу вам о тех нюансах, без которых, как мне кажется, невозможно построить адекватный диалог в режиме онлайн.

Не стоит писать приветствие отдельным сообщением

Встретившись с человеком в реальной жизни, принято здороваться. Но вот когда вы оба онлайн, дело обстоит немного иначе. Особенно тогда, когда после «привет» вы хотите обратиться с просьбой. Только представьте: написали «здравствуй», потом «как дела», а собеседник по ту сторону экрана уже настроен на то, что вам что-то от него нужно. Месседж «привет, я хотел бы спросить тебя по такому-то вопросу» выглядит куда лучше.

Помните, что сообщение не передает интонацию

Человек делает вам комплимент, «сдобрив» его парочкой смайликов или стикеров, а в ответ получает... Холодное «ок, спасибо». Вполне себе нейтральный ответ, но вы рискуете нарваться на ранимую натуру. А выяснять отношения и уж тем более ссориться в Facebook или «ВКонтакте» совсем не рекомендую – рискуете разругаться в пух и прах из-за сущей ерунды.

Не перебарщивайте с эмодзи

Эмодзи, или язык смайлов, создан для того, чтобы оживить общение. Но это не означает, что текст нужно превращать в веселые картинки. Обилие подмигивающих или плачущих рожиц вызовет только раздражение. А в деловой переписке от обилия эмоций лучше вообще воздержаться.

Старайтесь как можно меньше использовать голосовые сообщения

Когда голосовые сообщения только появились, это вызвало бурю восторга. Еще бы, можно не тратить время на набор букв! Но сейчас большинство из нас воспринимает их как удел малограмотных школьников, которые ленятся даже писать. Разумеется, это стереотип. «Голосовухи» могут выручить на ходу. Но пользоваться ими стоит только при случае крайней необходимости. Да, существует функция, когда динамик можно приложить к уху, и никто о ваших личных делах не узнает. Однако это не всегда срабатывает. Тогда, чтобы прослушать войс-месседж, нужны наушники. Сами понимаете, они не все время находятся под рукой. Поэтому вывод простой: если можете писать текстом, пишите текстом.

Прекратите дробить одно сообщение на несколько коротких

Постоянно всплывающие оповещения могут раздражать. А еще нужно приложить усилия, чтобы среди вороха слов разобрать смысл послания. Одно сообщение должно содержать в себе одну мысль. Никто не говорит о том, что нужно выражаться эзоповым языком и использовать премудрости русской словесности. Но когда вы грамотны и умеете изложить свои мысли в одном сообщении, это не может не приветствоваться.

Выберите для общения один канал связи

«Я тебе во «ВКонтакте» прислала документ по теме, которую мы в WhatsApp обсуждали». Получив сообщение подобного содержания, собеседник еще должен вспомнить, что это была за тема и когда вы успели о ней рассказать. Конечно, неудивительно, что среди такого многообразия социальных сетей мы пользуемся всеми и сразу. Чтобы не путаться, используйте один коммуникатор.

Если не можете ответить сразу, напишите об этом

Нет ничего криминального в том, что вы не можете оперативно ответить на сообщение. Но делать вид, будто вы его не заметили, некультурно. Отпишитесь хотя бы парой слов, что ответите позже.

Звоните только по важным поводам

Относительно недавно мы считали, что звонить после одиннадцати вечера неприлично. Сейчас же и вовсе отпала необходимость в телефонных звонках. Коммуницируем мы в основном в мессенджерах. И телефонные разговоры перестают быть нужными. Более того, даже воспринимаются как вторжение в личное пространство. Если имеется возможность, лучше договаривайтесь о звонках заранее.

***

Конечно, все эти правила нетикета не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Тем более, чего уж скрывать, они вскоре могут стать неактуальными. Ведь просторы интернета становятся все шире. Мир, в свою очередь, меняется еще быстрее. Мы не можем предугадать, что нас будет ждет завтра. А завоевать хорошую репутацию у собеседника мы способны уже сегодня.

М. СКВОРЦОВА