08:52, 13 февраля 2019 года

Свалки и мусор в окрестностях Кисловодска видят автотуристы вместо красоты

Амбициозную задачу превращения Кисловодска в курорт мирового уровня, на решение которой федеральный и региональный бюджеты выделяют десятки миллионов рублей, местные власти пока решают в основном в центре города и вдоль автотрассы, по которой без остановок мчатся кортежи руководителей, в т. ч. государственного уровня. А что увидит любознательный автотурист, если отклонится от правительственной трассы?

Проезжая мимо величественной стелы с орденом Отечественной войны с надписью «Кисловодск основан в 1803 году», автотурист вскоре замечает грунтовую дорогу, которая проходит аккурат мимо суперсовременной заправки и углубляется в лес.

Прочитав перед поездкой путеводитель, он узнал, что лес на скалах Боргустанского хребта в послевоенные годы героическими усилиями сажали посланцы со всей страны. Так они защитили город от оползней и суховеев, а подземные реки нарзана от истощения. Вот почему лес на Припеке называют самым драгоценным перлом в зеленом ожерелье курорта. Ну как не взглянуть своими глазами на такую достопримечательность?

Неистребимая тяга к халяве

Проехав 50 метров по лесной дороге, гость курорта чувствует, как волосы на его голове начинают вставать дыбом - вокруг бесчисленные бутылки, пластиковые пакеты, сгнившие диваны и кресла, разложившиеся трупы животных…

Еще полсотни метров в глубь рукотворного соснового бора - и автотурист жмет на тормоза, выскакивает из машины и с криком: «Что это такое?» бросается к проходящему мимо аборигену.

Тот снисходительно разъясняет: здесь самосвалы выгрузили несколько тонн битого кирпича и штукатурки, здесь - пару кубометров обрезков пластика, здесь - вонючий ил с какого-то пруда...

Некоторые кучи совсем свежие - недели не прошло, как их тут свалили. Но и на этот вопрос у аборигена есть обоснованный ответ. Много лет неподалеку отсюда, на Новом озере, жители Кисловодска и окрестных сел бесплатно и безнаказанно сваливали любые бытовые и строительные отходы.

Год назад в рамках федеральной программы «Охрана окружающей среды» Кисловодску выделили из федерального бюджета 75 миллионов рублей на ликвидацию «накопленного вреда». К концу года большую часть отходов действительно вывезли, а остальное перемешали с грунтом и утрамбовали. Так что получилась ровная площадка толщиной в два-три метра.

Но главное, вокруг всего огромного Нового озера установили красивый сетчатый забор. И хотя предусмотренных проектом видеокамер по всему периметру ограды нет и в помине, народ пока опасается разгружать там самосвалы со строительными и бытовыми отходами. Но привычка-то к халяве осталась. Вот и валят всю дрянь в близлежащих лесопосадках.

Несколько междометий, непечатных фраз - и гость курорта едет дальше. Через пару сотен метров сворачивает к автовокзалу - встретить друзей, которые решили добираться на курорт общественным транспортом. Пока остается время до нужного автобуса, паркуется напротив безымянного здания, очень похожего на подпольный цех, и идет прогуляться по прилегающему лесу. Увы, сказочной кавказской природы почти не видно за нагромождением пластиковых бутылок, пакетов, ящиков...

Жемчужина на помойке

Гости Кисловодска - люди интеллигентные. Они знают, что сам великий Михаил Юрьевич Лермонтов и герои его произведений из «водяного общества» обожали конные прогулки на гору Кольцо, откуда открывается потрясающий вид на Кисловодскую котловину. А потому забивают в навигатор: «Гора Кольцо» - и по его команде сразу за автовокзалом сворачивают на улицу Промышленную, которая плавно переходит в шоссе к поселку Мирному.

Как только оканчивается ограда производственного участка некогда лучшего в стране Кисловодского лесхоза, они сворачивают в лес, на грунтовую дорогу, которая идет параллельно шоссе.

Увы, уже через сотню метров видят, что рукотворный сосновый бор уродуют горы всякой дряни: старого шифера, мебели, ящиков, обломков штукатурки и, разумеется, бесчисленных пластиковых бутылок и пакетов.

Как такое безобразие может соседствовать с некогда образцовым лесхозом?

Увязавшийся с гостями курорта абориген растолковывает: лесхоз-то и лесничество государственные, а прилегающие к городу леса - муниципальные. Много лет после принятия нового Лесного кодекса они были вообще ничейные. Лишь в прошлом году их поставили на кадастровый учет и передали в ведение вновь образованного муниципального лесничества. А у того не штаты, а слезы, не производственная база, а одна комнатка на втором этаже, не вездеходы и квадроциклы, а «гроб на колесиках». Так что эти драгоценные леса по-прежнему фактически без защиты.

Чуть дальше путь путешественникам пересекает уходящая в глубь леса заасфальтированная дорога. По ней один за другим курсируют мусоровозы.

Провожатый из местных поясняет: там, в глубине заповедного леса, находится мусороперегрузочная станция. Городские мусоровозы вываливают содержимое в огромный бункер. А оттуда - в большегрузные фуры, которые и везут городские отходы за два с половиной десятка километров на ближайший полигон ТБО. Вроде бы таким образом сокращаются расходы на транспортировку.

Возможно, так оно и есть. Но зачем было строить экологически грязное производство в некогда особо охраняемом лесном массиве? Единственное разумное объяснение - это то, что рядом находится производственная база МУП «Спецавтохозяйство», которое прежде и перевозило отходы. Но то дело прошлое. Как говорится, проехали.

А вот то, что на сотню метров от станции лес замусорен, более чем актуально.

Стараясь не глядеть по сторонам, упорные путешественники продолжают свой путь к горе Кольцо. Но тут их останавливает то, от чего не зажмуришься, - едкий запах экскрементов животных. Оказывается, вдоль лесной дороги тянется почти промышленных масштабов стихийное навозохранилище.

Через несколько лет, когда все перегниет, это будет удобрение. Но свежий навоз, по мнению экологов, один из самых опасных загрязнителей окружающей среды.

Слезы княжны Мери

Упорство и труд побеждают - и перед гостями курорта открывается великолепный скальный массив, в верхней части которого зияет пятиметровой высоты проем.

А вот что-то белеет на скале под самым Кольцом. Это деревце, облепленное всевозможными повязками - на память, так сказать, о посещении достопримечательности.

По другую сторону Кольца дикари-посетители обезобразили своими повязками с десяток деревьев и исчеркали разноцветными надписями скалы вокруг того места, откуда два века назад на Кисловодск смотрели Лермонтов и княжна Мери.

Впрочем, возвышенный духовный настрой испарится еще задолго до вершины скалы. Вдоль тропы, которая ведет сюда, расположилось множество жутких разномастных ларьков.

Женщин из окрестных сел, которые торгуют в них домашней вязки вещами, жалко - для многих семей это основной заработок. Лишить их его - значит спровоцировать социальный взрыв.

Но и смотреть на такое безобразие цивилизованным туристам тошно. К тому же весь лес, от трассы до базарчика, жутко замусорен.

А ведь, казалось бы, что может быть проще: построить по единому проекту легкие торговые павильончики в стиле архитектуры лермонтовской эпохи и передать их бесплатно или на очень льготных условиях нынешним торговцам. При этом за каждым из них закрепить несколько десятков квадратных метров лесного массива до трассы и на склоне горы. Если там появится хоть одна пустая бутылка или пакет, договор аренды немедленно аннулировать. Трудно ли воплотить эту идею в жизнь?..

Выхлопные газы курорта

Наши автотуристы не только любознательны, но и крепки духом. После всего увиденного и пережитого они решаются-таки продолжить путешествие по курорту. Для этого им надо пересечь реку Подкумок по прекрасному новому мосту, который полтора десятка лет назад построили взамен снесенного паводком.

Но на мосту пробка. Несколько десятков машин, поминутно газуя и тормозя, извергают в кристальный горный воздух клубы сизого вонючего дыма.

Абориген поясняет оторопевшим гостям курорта: в советское время, когда по Кисловодску курсировало лишь несколько сот частных авто, иногородние машины останавливали на въезде и отправляли на специальную стоянку, а водителей пересаживали на общественный транспорт. Сейчас же, когда в маленьком городе-курорте с узкими извилистыми улочками, множеством крутых подъемов и спусков ежедневно курсирует более 50 тысяч автомобилей, нет никаких ограничений. А бесконечные разговоры властей о переходе на электрический транспорт, об оптимизации схемы движения по сей день так и остаются лишь разговорами.

Коль уж приходится стоять в пробке, почему бы не оглянуться вокруг на предмет столь любимых в Кисловодске свалок.

Вот, вот они, родимые! И под автомобильным мостом, и под параллельным ему железнодорожным.

P.S. За время отдыха в Кисловодске эти автотуристы повидали немало свалок и на других окраинах города-курорта. А потому, вернувшись домой, своим друзьям, соседям, детям и внукам заповедали: в Кисловодск въезжать только по правительственной трассе, не останавливаясь и никуда не сворачивая.

«Кисловодск глазами любознательного автотуриста»
Газета «Ставропольская правда»
13 февраля 2019 года